Поскольку мы общались в течение большинства прошедших трех-пяти миллионов лет, взаимодействуя лицом к лицу, приходится признать, что наш биологический аппарат оптимизирован именно для такого типа связи.
Сотовые телефоны и электронная почта стали обычными формами связи 21-го столетия, но тысячелетия эволюции сделали общение людей лицом к лицу более предпочтительным. Это утверждает доктор Нед Кок (Dr. Ned Kock), директор Исследовательского центра электронного сотрудничества (E-Collaboration Research Center in Temple University's Fox School of Business and Management).
Есть один принцип в теории эволюции, называемый 'принцип повторного использования', согласно которому, мы должны неоднократно использовать средство коммуникации или орган, либо выполнять задание для того, чтобы наш биологический аппарат стал оптимизированным для использования этого инструмента или исполнения какой-то конкретной задачи. Поскольку мы общались в течение прошедших трех-пяти миллионов лет, взаимодействуя лицом к лицу, мы должны признать, что наш биологический аппарат оптимизирован именно для такого типа взаимодействий.
Кок утверждает, что множество сегодняшних электронных средств коммуникации уводят нас слишком далеко от взаимодействий лицом к лицу, и требуют увеличения познавательных усилий с нашей стороны. Например, телефон позволяет нам использовать тон голоса. Это происходит синхронно, так что мы имеем немедленную обратную связь относительно того, что говорим. Но телефон не позволяет одному человеку видеть другого, при таком общении требуется несколько большее усилие в восприятии, по сравнению с разговором при личном общении. Что же касается электронной почты, тут требуется значительно большее познавательное усилие, чем по телефону.
Кок осуществил исследование, в котором он сравнил двадцать групп, выполняющих сложные задачи - десять групп взаимодействовали лицом к лицу, и другие десять через электронную почту. Исследование показало, что количество времени, затрачиваемое на познавательное усилие, требуемое для передачи некоторого числа идей через email, выше в 5 - 15 раз, чем требуемое при передаче тех же самых идей при личной беседе.
В обычном разговоре, мы обмениваемся сотнями, возможно тысячами слов. Если измерить время, требуемое для проведения такой беседы, а затем попробовать провести тот же самый диалог по электронной почте и измерить затраченное время, получится цифра значительно большая, нежели при общении лицом к лицу.
По-видимому наши врожденные качества заставляют нас воспринимать связь через любую дополнительную среду как более затруднительную. Наш биологический аппарат оптимизирован именно для коммуникативных связей что называется "глаза в глаза". Поскольку мы уходим от этого все дальше, то требуются все большие познавательные усилия.
Способность человека, как вида, к обучению, самая высокая в животном мире, может, в конечном счете, послужить противовесом нашей предрасположенности к использованию лишь этого вида коммуникаций. Другими словами, если мы будем использовать электронную почту для весьма сложных коммуникаций в течение многих и многих лет, и редко лицезреть друг друга, очевидно, мы станем достаточно хорошо адаптированными к использованию электронной почты. Но наша предрасположенность к личному общению полностью не исчезнет.
К чему это нас приведет? Кок полагает к тому, что мы должны, насколько это возможно, делать электронные коммуникации максимально приближенными к персональному общению. Он указывает, что некоторые успешные онлайн-компании такие как LivePerson.com развивают технологии, которые дают их потребителям впечатление, что в сети они имеют дело с живым человеком. Тому есть свой резон, и он в том, что у нас имеется склонность тратить меньше познавательных усилий в коммуникативных действиях, когда взаимодействуем лицом к лицу. Даже если эти взаимодействия лишь виртуальны.
2i.SU ©R 2015