В начале лета разразился скандал, связанный с распоряжением Президиума РАН, написаным в лучшем духе советских времен. Недавно вышло постановление Президиума, отменяющее то распоряжение, предлагающее взамен более скромный план мероприятий и составленное в более уравновешенном духе. На новом постановлении стоит дата 19 июня, т.е. оно было издано всего через полмесяца после того, как разразился скандал. Однако об этом постановлении мало кто знал. До нас дошли лишь слухи, что первое распоряжение отменено, а новое постановление попало в руки только сейчас. Руководствуясь формулой "лучше поздно, чем никогда", предлагаем ознакомиться с историей старого и текстом нового постановления.
Скандально известное распоряжение имело гриф ДСП и называлось "О плане мероприятий по воспрепятствованию нанесения ущерба Российской Федерации". В нем, в частности, предписывалось:
Заслуга в том, что это ДСП стало достоянием гласности, принадлежит Соросу и Сергею Ковалеву а также средствам массовой информации. В научной среде распоряжение встретили с молчаливым неприятием и уверенностью в том, что оно будет спущено на торозах или тихо скончается само собой. Примерно так и произошло, вполне вероятно, свою лепту внесли и сами академики, которые вряд-ли встретили пресловутое распоряжение с восторгом. Но еще не успев войти в силу, распоряжение наделало немало вреда, испортив реноме Академии и склонив многих научных работников остаться за границей, или уехать.
Новое постановление в сравнении с первым умеренно по тону и содержанию. Вместо зловещих предписаний предлагается "при необходимости" привести обмен научной информацией в соответствии с законом "О государственной тайне", и вообще, где можно стоят ссылки на законодательство, что радикально ограничивает сферу чиновничьего рвения. Там остался пункт об отчетах о загранкомандировках, но вставлено ключевое слово "научные отчеты", т.е. заведомо не КГБистские. Вряд-ли кто-нибудь станет серьезно возражать против научных отчетов, а если их еще кто-то будет и читать, так вообще польза выйдет. О контроле за публикациями - ни слова. Взаимодействие с "соответствующими ведомствами" осталось, но уже не "постоянное" а в "необходимых случаях" и в "установленном прядке".
Довольно скользким местом нового постановления является пункт 1.4 (см. ниже). Контроль за выездом лиц, осведомленных в государственной тайне, в соответствии с законом уже осуществляется ФСБ на уровне выдачи загранпаспортов. Теперь представим, что паспорт у человека есть, т.е. ФСБ его выезд санкционировала, но администрация института на основании этого пункта может зарубить командировку по своему трактуя "осведомленность" и "сведения, составляющие государственную тайну", т.е. поставить научного работника в былую зависимость.
Дальше все зависит от руководителей институтов, в частности, от трактовки формулы "при необходимости", которую легко перевернуть в "при желании". При достаточном желании можно и самую безобидную бумагу исполнить как сигнал к возврату к старым добрым временам. Для разумных руководителей постановление оставляет достаточно возможностей не осложнять жизнь научным работникам. Заметим, что открытость российской науки (и границ), пришедшая с реформами - единственное, что компенсировало падение финансирования в результате тех же реформ и позволило большинству ученых остаться учеными, а науке - выжить. Остается надеяться на здравый смысл академического руководства, ибо потеря открытости - это то, чего наша наука уже точно не перенесет.
Ниже приводим полный текст нового постановления Президиума РАН.
"О совершенствовании работы научных учреждений РАН в области международного научно-технического сотрудничества и охраны интеллектуальной собственности"
Институты Российской академии наук проводят совместные исследования с научными организациями 52 стран на основе 80 двухсторонних межакадемических соглашений и 9 межправительственных соглашений по научно-техническому и культурному сотрудничеству, не считая многих сотен прямых договоров институтов с зарубежными партнерами.
В настоящее время только в Президиуме РАН зарегистрировано около 700 договоров, соглашений, контрактов и грантов. В работах с зарубежными научными центрами и университетами принимают участие практически все научные учреждения РАН и несколькол тысяч научных сотрудников Академии.
Осуществление международного сотрудничества всегда было и есть важная составляющая стратегии развития академической науки.
Придавая важное значение укреплению и дальнейшему развитию научно-технического сотрудничества Российской академии наук и ее научных учреждений в условиях международного разделения труда, конкурентной борьбы в сфере высоких технологий, возрастающей значимости инновационых процессов, с целью соблюдения прав и законных интересов Росийской Федерации и интересов РАН при осуществлении этого сотрудничества и охране интеллектуальной собственности, Презилиум Российской академии наук Постановляет:
1. Руководителям научных учреждений РАН:
1.1. провести анализ работы институтов РАН по сохранению государственной, служебной и коммерческой тайны при обмене научной информацией с зарубежными партнерами и при необходимости принять меры по приведению этой деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 139);
1.2. при заключении международных договоров, контрактов и соглашений в области научно-технического сотрудничества в необходимых случаях организовать проведение экспертизы на предмет экспортного контроля передаваемых зарубежным партнерам новых технологий, изобретений, иной интеллектуальной собственности. (постановление Президиума РАН от 20 октября 1998 г. N 302);
1.3. в ходе реализации международных договоров и иных программ и проектов на территории Российской Федерации соблюдать установленный порядок государственного регулирования размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля;
1.4. в соответствии с Законом Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ строго соблюдать установленные требования к порядку выезда за границу и к участию в международных научных мероприятиях сотрудников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну;
1.5. принять меры по своевременному предоставлению научных отчетов сотрудниками по результатам их служебных командировок;
1.6. выполнять организационно-технические меры, направленные на обеспечение защиты информации ограниченного доступа при подключении учреждений РАН к международным информационным сетям (решение Гостехкомиссии России от 21 октября 1997 г. N 61, письмо главного ученого секретаря РАН от 6 апреля 1998 г. N 2-10113-5115/185).
Научным учреждениям РАН направить до 15 октября 2001 г. информацию о проделанной работе в отделения, региональные отделения и научные центры РАН.
2. Отделениям, региональным отделениям и научным центрам РАН провести анализ международных соглашений, заключенных научными организациями РАН, а также действующих программ сотрудничества с точки зрения охраны интеллектуальной собственности, созданной в РАН, и обеспечения интересов Российской Федерации и Российской академии наук и сформулировать соответствующие предложения. При необходимости внести в Президиум РАН предложения по изменению и дополнению действующего законодательства Российской Федерации в области международного сотрудничества.
Информацию о проделанной работе, а также сведения, полученные от научных учреждений РАН, направить до 1 ноября 2001 г. в Организационно аналитическое управление РАН.
3. В целях соблюдения интересов Российской Федерации при осуществлении международного научно-технического сотрудничества, а также интересов его участников руководству Президиума РАН в необходимых случаях осуществлять в установленном порядке взаимодействие с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
4. Организационно-аналитическому управлению РАН совместно с Управлением внешних связей, Юридическим отделом и Специальным управлением РАН принять участие в выполнении пунктов 1 - 3 настоящего постановления и до 1 декабря 2001 г. представить обобщенные предложения руководству Президиума РАН. Управлению внешних связей РАН продолжить работу по созданию базы данных по международным договорам и контрактам заключенным учреждениями РАН.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главного ученого секретаря РАН академика Мясоедова Б.Ф.
6. Считать утратившим силу распоряжение Президиума РАН от 7 мая 2001 г. N 10103-315.
И.О. президента Российской академии наук академик Н.П. Лаверов
Главный ученый секретарь Российской академии наук академик Н.А.Платэ
2i.SU ©R 2015