Новости науки 10.07.02. Новый взгляд на лечение последствий инсульта

Реабилитационная терапия пациентов с инсультом может привести к ухудшению их состояния. Вместо помощи больным в восстановлении утраченных речи и способности двигаться она может усугубить нарушения.

Такое заключение сделали исследователи, после того как обнаружили, что у людей с инсультом улучшалась способность вспоминать слова в том случае, когда вместо обычно принятой стимуляции некоторых отделов мозга их, наоборот, подавляли.

Инсульт возникает или как следствие образования тромба, или в результате разрыва сосуда в мозге. Это приводит к нарушению кровоснабжения и гибели нейронов за считанные минуты. Хотя погибшие клетки и не замещаются, потерянные функции могут со временем восстанавливаться.

Общепризнанное объяснение этому явлению заключается в том, что здоровые регионы мозга берут на себя функции пораженных клеток противоположного полушария.

С помощью магнитно-резонансной визуализации, удалось обнаружить повышенную электрическую активность в соответствующих отделах неповрежденного полушария по сравнению с теми же областями у лиц без инсульта.

Многие современные методы лечения последствий нарушения мозгового кровообращения направлены на поддержание и усиление такой реорганизации мозговой деятельности путем стимуляции неповрежденного полушария. Так, например пациентам с нарушениями речи рекомендуют петь песни, в которых имеются слова, вызывающие затруднения. Надежда в данном случае возлагается на то, что использование этих слов в трудном стихотворном или тональном контексте будет захватывать правое полушарие, ответственное за стихосложение и, тем самым, обходить поврежденное левое полушарие, обеспечивающее речь.

Однако, несмотря на лечение, некоторые пациенты терпят неудачу в попытках возобновить потерянные функции. По-видимому, чрезмерная стимуляция здоровых отделов мозга вместо помощи может мешать процессу восстановления.

Группа под руководством Alvaro Pascual-Leone из лаборатории магнитной стимуляции мозга Harvard Medical School (Бостон, США) проверяла возможность подавления магнитными полями здоровых отделов мозга при лечении последствий инсульта.

Используя технику под названием транскраниальная магнитная стимуляция, магнитным полем индуцируют электрические токи в определенных точках мозга. В зависимости от частоты поля возникающий ток может или успокаивать, или усиливать активность нейронов.

У пяти пациентов с левосторонним инсультом воздействовали на соответствующие области правого полушария в течение 10 минут полем с частотой 1 Гц, которое, как показано в опытах на животных, производит угнетающий эффект. Целью данной процедуры было подавить, а не стимулировать активность нейронов. В результате способность пациентов давать названия картинкам подскочила на 35%.

Почему так произошло, не совсем понятно.

Когнитивный невролог Marcel Mesulam из Северо-Западного университета (Чикаго) говорит, что метод транскраниальной магнитной стимуляции еще не достаточно изучен, и поэтому не всегда ясно, возбуждается или угнетается при его использовании активность нейронов. Детали станут яснее только после новых экспериментов.

Randy Buckner, изучающий процессы восстановления мозга в Вашингтонском университете (Сент-Луис, Миссури) считает, что хотя полученные результаты и являются предварительными, они уже крайне интересны, и на их основе могут быть сформированы новые представления о процессах реабилитации при инсульте.