Новости науки 08.04.02. Тесные пары квазаров √ эффект гравитационных линз или истинная двойственность?

Сразу после обнаружения в 1979 г. [D.Walsh et al., Nature, 279, 381, 79] тесной пары квазаров Q 0957+561 A, B (с красным смещением z = 1.41 и угловым разделением DQ = 6") встал вопрос о природе этого феномена. На основании сходства спектров компонент А и В и намека на изображение слабой галактики в одной секунде дуги от "В" с z = 0.4, авторы склонялись к гипотезе гравлинзового расщепления изображения, о котором говорил еще Ф.Цвикки в 1937 г. [Phys. Rev.(Lett) 51, 290]. Однако высказывались и сомнения по этому поводу (например, Б.Комберг [Астрофизика, 20, 351, 1984]). Дело в том, что галактика√гравлинза расположена очень асимметрично по отношению к изображениям А и В, а это означает, что яркости изображений должны быть сильно разными. Но этого не наблюдается, например, звездные величины в красном фильтре: RA = 17.33, а RB = 17.62. Кроме того, VLA радиоизображения А и В были не похожи между собой. Через несколько лет были получены более убедительные доказательства гравлинзовой природы этой пары. Во-первых, VLBI √ радиоизображения А и В показали сходство радиовыбросов на масштабе ~ десятков угловых секунд. Во-вторых, были получены корреляции между оптическими кривыми блеска А и В с задержкой по времени ~4 года, что согласуется с теорией гравлинз. Правда,для согласования с наблюдаемой картиной пришлось привлекать кроме галактики в качестве добавочной гравлинзы еще и скопление галактик, членом которого эта галактика является.

За последние годы были найдены десятки гравлинзовых изображений далеких квазаров, включая не только пары, но и более сложные"системы" (кольца, 3-х и более компонентные изображения). В направлениях на богатые близкие скопления галактик были открыты многочисленные дугообразные голубые изображения, представляющие из себя гравлинзовые искажения далеких галактик со вспышками звездообразования, определяющими голубой цвет. Оценки показали (например, S.Wyithe, A.Loeb в astro-ph/0203116 и astro-ph/0203119 ), что при z = 6 около 30 % далеких квазаров должны подвергаться гравлинзовым искажениям на галактиках"по дороге".