Новости науки 06.07.02. Специфическая мутация гена позволяет разработать стратегию лечения меланомы.

Специфическая мутация гена, обнаруженная в клетках злокачественной меланомы, позволяет разработать стратегию лечения этого неизлечимого недуга.

Меланома - злокачественная опухоль кожи, возникающая из клеток невуса, который в просторечии именуется родинкой. Принято считать, что в механизме возникновения меланомы важную роль играет облучение ультрафиолетовым светом. К сожалению, меланома, особенно поздних стадий, практически не поддается современным методам лечения. Более подробно о медицинских аспектах меланомы можно ознакомиться на сайте Онкологического центра, FAQ по меланоме - на сайте эти ткани. Специальные сигнальные вещества (факторы роста), которые синтезируются в других тканях, запускают процесс клеточного деления посредством активации специального каскада ферментов (Рисунок).

Cбой в механизме, контролирующем деление клеток, является первым этапом возникновения раковой опухоли. Сбой возникает вследствие накопления мутаций в генах, которые регулируют программы клеточного деления, дифференциации и смерти. Поэтому поиск мутированного гена - важный этап в раскрытии молекулярного механизма возникновения рака.

Авторы статьи "Мутации в BRAF гене при раке у человека" на первом этапе работы провели скрининг генома 15 линий раковых клеток и обнаружили три вида мутаций гена BRAF [1]. Основная часть таких мутаций (80 %), получивших название V599E, представляет собой одиночные замены нуклеотидов. В результате в кодируемом белке происходит замена валина на глутаминовую кислоту в положении 599. Такие BRAF-протеины обладают повышенной активностью. Более того, выяснилось, что функции RAS не являются необходимыми для роста линий раковых клеток с мутацией V599E. Таким образом, оказалось, что деление клеток может активироваться в отсутствие факторов роста.

В дальнейшем было исследовано 530 различных линий раковых клеток человека в поисках мутировавших генов. В результате этой огромной работы было показано, что мутации гена BRAF в 66 % случаях сопровождают развитие злокачественной меланомы. Частота появления этоих мутаций при других видах рака оказалась во много раз меньше.

Высокая частота BRAF мутации при меланоме позволяет разработать новую стратегию в лечении злокачественной метастазирующей меланомы. Например, BRAF мутация или BRAF-белки могут послужить, как специфическим маркером клеток меланомы, так и мишенью для новых лекарственных средств.