Электричество и магнетизм

Атомный реактор

Атомные реакторы открыли человечеству дорогу для практического использования огромных запасов энергии, скрытых в ядрах атомов. Первый атомный реактор был построен в декабре 1942 г. в Чикаго (США) под руководством итальянского физика Энрико Ферми в разгар второй мировой войны. Этот реактор строился в условиях строжайшей секретности, так как конечной целью работ было создание атомной бомбы.

Примерно в это же время и в нашей стране возобновились работы физиков над овладением энергией атома, прерванные нападением фашистов. Руководил работами академик Игорь Васильевич Курчатов. Позднее Курчатов писал: "В первую очередь безграничные ядерные силы были направлены на изготовление разрушительного оружия.

Я, как и все советские люди, убежден, что здравый смысл, присущий народам, восторжествует, и недалеко то время, когда уран-235 и плутоний будут использоваться в атомных двигателях, движущих мирные корабли и самолеты, и на электростанциях, несущих в жилища людей свет и тепло". Уже в 1954 г. в Советском Союзе дала энергию первая в мире атомная электростанция. Мощность этой станции была всего 5000 кВт.

Теперь атомные электростанции успешно конкурируют с лучшими тепловыми электростанциями и достигают мощности 1 000 000 кВт. Воды морей и океанов бороздят суда с ядерными энергетическими установками. Атомные реакторы дали возможность производить в большом количестве радиоактивные изотопы, которые помогли ученым проникнуть во многие тайны биологических и химических процессов, широко использовать радиоактивные препараты в медицине для диагностики и лечения, получить новый метод исследования чистоты веществ - нейтронно-активационный анализ.

Атомный (или ядерный) реактор - устройство, в котором осуществляется самоподдерживающаяся управляемая цепная реакция деления ядер атомов тяжелых элементов, чаще всего урана. В атомном реакторе используется способность ядер урана при попадании в них нейтронов делиться (расщепляться) на две приблизительно равные части и выбрасывать при этом два или три вторичных нейтрона на каждый нейтрон, вызвавший деление. При делении ядра урана испускается больше нейтронов, чем затрачивается на этот процесс, - это позволяет создать условия для саморазвивающейся цепной реакции.

Деление ядер урана при облучении их нейтронами было открыто в 1939 г. немецкими учеными О. Ганом и Ф. Штрасманом. В связи с этим открытием Курчатов писал: «Я вспоминаю, как мне и другим, тогда еще сравнительно немногочисленным физикам-ядерщикам стало ясно, что проблема получения ядерной энергии разрешима».