Любые тела во Вселенной притягиваются друг к другу по закону всемирного тяготения, открытому Ньютоном более 200 лет назад. А как обстоит дело со светом? Притягиваются ли телами фотоны - эти частички светового потока?
В начале нашего века Альберт Эйнштейн начал разрабатывать очень сложную физическую теорию, которая получила название общей теории относительности. По расчетам Эйнштейна выходило, что притяжение света можно обнаружить только в очень сильных полях тяготения, например на малых расстояниях от поверхности Солнца.
И вот в начале 1919 г. были снаряжены две экспедиции. Одна из них расположилась неподалеку от бразильского города Сорбаль, а другая - на острове Принчипе у берегов Западной Африки. В этих местах в мае 1919 г. должно было наступить полное солнечное затмение. Кроме обычных исследований было решено проверить выводы эйнштейновской теории. Нужно было определить положение звезд, видимых в телескоп на одном и том же участке неба, в двух случаях — когда звездные лучи идут вдалеке от Солнца и в момент, когда они падают на Землю, проходя вблизи солнечного диска. Это последнее наблюдение можно сделать только во время полного солнечного затмения, иначе звезды не будут видны на фоне яркого света, рассеиваемого атмосферой.
29 мая 1919 г. ученые убедились — луч света отклоняется притяжением Солнца. Именно так, как предсказывала общая теория относительности. Узнав об этом, Эйнштейн написал Планку: «Судьба оказала мне милость, позволив дожить до этих дней...»
В наши дни удалось измерить приращение скорости у-кванта за счет притяжения его Землей.
Знаменитый американский ученый Альберт Майкельсон почти всю жизнь посвятил измерению скорости света. Однажды ученый осматривал предполагаемый путь светового луча вдоль полотна железной дороги. Он хотел построить еще более совершенную установку для еще более точного метода измерения скорости света. До этого он уже работал над этой проблемой несколько лет и добился самых точных для того времени значений. Поведением ученого заинтересовались газетные репортеры и, недоумевая, спросили, что он тут делает. Майкельсон объяснил, что он измеряет скорость света.
- А зачем? - последовал вопрос.
- Потому что это дьявольски интересно, - ответил Майкельсон.
И никто не мог предполагать, что эксперименты Майкельсона станут фундаментом, на котором будет построено величественное здание теории относительности, дающей совершенно новое представление о физической картине мира. Пятьдесят лет спустя Майкельсон все еще продолжал свои измерения скорости света. Как-то раз великий Эйнштейн задал ему такой же вопрос.
- Потому что это дьявольски интересно! - спустя полвека ответил Майкельсон и Эйнштейну.
Ученики старой гимназии, чтобы лучше запомнить порядок расположения цветов в солнечном спектре, придумали забавное изречение:
Каждый (красный)
охотник (оранжевый)
желает (желтый)
знать (зеленый),
где (голубой)
сидит (синий)
фазан (фиолетовый).
Пожалуй, кое-кому из вас это "мудрое" правило может оказаться полезным.
2i.SU ©® 2015