Механика

От призмы к прибору

Первый спектр был получен и исследован И. Ньютоном. Кирхгоф усовершенствовал метод Ньютона, а главное, вместе с Бунзеном применил его к изучению света раскаленных паров различных химических соединений. Главной деталью спектроскопа осталась призма, но были добавлены и другие узлы, позволившие значительно повысить чувствительность прибора.

Световой луч, падая на плоскую грань призмы под углом в, частично отражается от поверхности, а частично входит в призму и изменяет свое направление - преломляется - по законам, которые мы уже знаем. Предположим, что на призму падает луч, содержащий голубой и желтый монохроматические лучи. Человеческий глаз устроен так, что этот смешанный луч будет нам казаться зеленым. Зато спектроскоп легко обнаружит, что луч смешанный, а не зеленый. Призма в большей мере отклонит синий луч, чем желтый. Показатель преломления п для лучей синего цвета у обычного оптического стекла марки К8 равен 1,522, а для желтых лучей п = 1,516.

2340-3.jpg

Оптическая схема спектроскопа показана на рисунке 14. Труба К называется коллиматором. Перед щелью А коллиматора устанавливают источник света, спектр которого изучают. Эта щель помещена в фокальной плоскости двояковыпуклой линзы D1. Линза D1 из выходящего из щели А света формирует параллельный пучок. После призмы этот пучок расщепляется на два параллельных пучка, между осями которых и оптической осью линзы D2 образуются разные углы. Поэтому в фокальной плоскости линзы D2 появляются две линии - желтого и голубого цвета-изображения щели А. Щель А обычно очень узка, и поэтому ее изображения в разных цветах называют линиями спектра. Почему же Ньютон разложил солнечный свет, не пользуясь дополнительными линзами? Линза D1 ему была не нужна, потому что солнечный свет падает на землю почти параллельным пучком и его расходимость -около половины градуса. Кроме того, солнце очень яркий источник света. В таком случае не нужна и линза D2. Можно поставить экран, на который проектируется спектр на далеком от линзы расстоянии. Другое дело, когда ученый пытается изучить спектр какого-либо химического соединения. В этом случае и расходимость светового потока велика, и яркость мала. Расходимость света у далеких звезд, правда, значительно меньше, чем у солнечного излучения, но зато свет звезды, как правило, очень слаб. С помощью спектроскопа в некоторых звездах был открыт технеций - 43-й элемент, не сохранившийся на Земле со времени образования элементов. До этого его получили искусственно в лабораториях и изучили его спектр. На основании существования технеция в звездах ученые пришли к выводу, что в далеких мирах еще идет процесс рождения элементов.