Не только поверхностной плотностью потока излучения характеризуется излучение нагретых тел. С повышением температуры меняется цвет тела: от темно-красного у нагретой печи до ослепительно белого цвета Солнца, — все большая доля энергии приходится на область высоких частот. Меняется спектральный состав излучения. Зависимость излучаемой энергии от частоты физики определяют, измеряя энергию, заключенную в узких интервалах частот, например на участке от v1 до v2. Если энергию, приходящуюся на этот участок, разделить на его ширину v2-v1 то получается величина ev — излучательная способность абсолютно черного тела для частоты v, лежащей между v1 и v2. Отложим теперь по оси ординат измеренные на опыте значения ev, а по оси абсцисс соответствующие им частоты. Получится кривая с максимумом.
А вот теоретическая формула Релея — Джинса — парабола:
Эта кривая не имеет максимума (рис. 3). Закономерность, полученная независимо Релеем и Джинсом, совпадает с опытными данными только для малых частот (в диапазоне частот АБ). В остальном эта формула нелепа. Из нее следует, что при любой температуре тела основная доля излучаемой им энергии приходится на область коротких волн.
Самое коротковолновое излучение, которое еще чувствует наш глаз, - фиолетовое. Поэтому из теории Джинса следовало: едва теплая печь должна казаться фиолетовой! Но Джине провел все расчеты без ошибок, на основе проверенной, надежной теории Максвелла. В чем же дело? Подобрать формулу, которая правильно описывала излучение нагретого тела, удалось немецкому физику Максу Планку. Это было нелегким делом. Планк затратил два года, чтобы получить формулу, совпадающую с опытными данными. Вот знаменитая формула, носящая его имя:
Здесь h - постоянная Планка, равная 6,62 * 10-34 Дж*с, с - скорость света, k - постоянная Больц-мана, равная 1,38 • 10-23 Дж*град-1. Умноженная на температуру Т, эта постоянная дает среднюю энергию колебаний атомов.
2i.SU ©® 2015