Механика

Советский Союз -космическая держава

Космические исследования в Советском Союзе ведутся по нескольким важным направлениям: исследование околоземного космоса и воздушной оболочки Земли с помощью искусственных спутников и зондирующих ракет; пилотируемые полеты кораблей в околоземном космосе, предусматривающие проведение обширной программы научных исследований и экспериментов; запуски автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу. Наша страна добилась выдающихся достижений в освоении космоса. Советский Союз послал в космос первый искусственный спутник Земли. Первым человеком, отправившимся в звездные дали, стал гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. Советские ученые первыми создали многоместный корабль "Восход". Алексей Архипович Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Советские космонавты первыми выполнили ручную стыковку пилотируемых кораблей, перешли через открытое космическое пространство из корабля в корабль.

1560-1.jpg
«Марс-3».

Если возьмем запуски автоматических аппаратов, то результаты и здесь не менее впечатляющи. Межпланетная станция "Луна-9" впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну и передала на Землю панораму лунной поверхности. "Луна-10" стала первым искусственным спутником Луны. Станцию "Луна-16" назвали лунным геологом за то, что она взяла образцы лунного грунта и принесла их на Землю. Нашим ученым впервые в истории космонавтики удалось доставить на поверхность Луны самоходный аппарат "Луноход-1", управляемый с Земли, который работал на Луне почти год. Наши межпланетные станции первыми достигли далекой Венеры, сообщив ученым ценные сведения о химическом составе, давлении и температуре атмосферы планеты. Впервые в истории космонавтики спускаемый аппарат станции "Марс-3" совершил мягкую посадку на Марс.

В изучении околоземного космического пространства, Луны и других небесных тел Солнечной системы в нашей стране ведущая роль сейчас отводится автоматическим аппаратам. В ближайшие годы они останутся фактически единственным средством непосредственного изучения дальнего космоса и планет. Объясняется это их большими исследовательскими возможностями. Они могут работать там, где человек пока работать не может. Кроме того, автоматические аппараты дешевле пилотируемых. Однако нашим верным помощникам - автоматам далеко не все по плечу. Поэтому участие человека в исследовании и освоении космического пространства обязательно.

1560-2.jpg
«Молния-1».

Сейчас советская наука подошла к созданию долговременных орбитальных станций и лабораторий -решающего средства широкого освоения космического пространства. В околоземном космосе уже прошла всестороннюю проверку первая орбитальная научная станция "Салют". Ее экипаж в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева в течение двадцати трех суток выполнял широкую программу полета. Были испытаны все системы станции, проведены десятки сложнейших научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов.

1560-3.jpg
«Метеор».

Занимаясь освоением космоса, мы думаем не только о завтрашнем дне - космос уже сегодня работает для людей. В Советском Союзе несколько лет успешно функционирует система дальней космической радиосвязи и сеть приемных станций "Орбита", которые используют ретрансляционные спутники "Молния-1". Миллионы людей получили возмож ность смотреть передачи Центрального телевидения, вести радиотелефонные переговоры с самыми отдаленными пунктами страны. Несколько лет мы пользуемся услугами метеорологической космической системы "Метеор", которая регулярно собирает метеоинформацию для службы погоды и научных исследований.

В настоящее время космические исследования проводят многие страны, ибо это сулит выгоды каждой стране, большой или малой, развитой или только развивающейся. У Советского Союза широкие международные связи по исследованию и использованию космического пространства. Успешно развивается сотрудничество с социалистическими странами по программе "Интеркосмос".

1560-4.jpg
Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов.

Пять стран - СССР, США, Франция, Япония и Китай - запускают в космос исследовательские аппараты с помощью своих ракет-носителей. Большим достижением американской космонавтики является высадка человека на Луну по программе "Аполлс.н". 20 июля 1969 г. лунная кабина космического корабля "Аполлон-11", в которой находились космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олд-рин, совершила посадку на лунную поверхность в районе Моря Спокойствия. Космонавты, одетые в скафандры с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения, собрали образцы лунного грунта и установили на поверхности Луны ряд научных приборов, после чего стартовали к поджидавшему их на лунной орбите в основном блоке корабля Майклу Коллинзу. С тех пор американские космонавты еще несколько раз побывали на Луне.