2i.SU
Физика

Физика

Содержание раздела

Механика

Стыковка кораблей

...Одна из самых сложных операций, выполняемых в полете космическими кораблями, - стыковка их между собой и с беспилотными аппаратами. Она выполняется и автоматически, и с участием экипажей. Целью стыковки может быть монтаж крупных орбитальных станций, межпланетных кораблей из отдельных блоков, последовательно выводимых на околоземную орбиту. Стыковка необходима также для оказания помощи или спасения экипажа корабля, терпящего бедствие. Предложена она К. Э. Циолковским.

1550-1.jpg
Первый искусственный спутник Земли.

Послушаем рассказ командира "Союза-4" Владимира Александровича Шаталова о том, как выполняется стыковка. Его корабль стартовал 14 января 1969 г. А на следующий день он должен был состыковать его с кораблем "Союз-5", которым командовал Борис Валентинович Волынов, и принять на свой борт двух космонавтов - Алексея Станиславовича Елисеева и Евгения Васильевича Хрунова.

1550-2.jpg
«Луна-16».

"На второй день полета, пролетая в районе Байконура, я наблюдал по инверсионному следу выведение корабля "Союз-5". После успешного выведения его на орбиту начался этап сближения и стыковки кораблей. "Союз-4" и "Союз-5" выполнили ряд маневров с ручным управлением, которые обеспечили их дальнейшее сближение с расстояния более 1000 км. На удалении в несколько километров вступила в работу автоматическая система сближения. По командам этой системы на корабле "Союз-4" несколько раз включалась сближающе-корректирующая двигательная установка. При этом было обеспечено постепенное сближение кораблей с переменной, в зависимости от расстояния, скоростью. Автоматическое сближение контролировалось мною по приборам и визуально через оптический визир и телевизионную установку. Во время сближения космический корабль "Союз-4" ориентировался стыковочным узлом в направлении корабля "Союз-5".

С расстояния 100 м я и Борис Волынов перешли на ручное управление кораблями. Управляя кораблями, мы поддерживали необходимую их взаимную ориентацию. Скорость сближения кораблей я изменял в зависимости от расстояния между ними.

1550-3.jpg
«Венера-4».

У берегов Африки, на удалении 7000-8000 км от границ Советского Союза, мы подошли друг к другу на расстояние около 40 м и выполнили зависание. На этом расстоянии мы с Борисом Волыновым провели несколько маневрирований, при которых изменяли взаимное положение кораблей, фотографируя при этом друг друга. Далее продолжали сближение и в зоне прямой телевизионной связи с Землей осуществили стыковку. Этот процесс можно было видеть на экранах телевизоров.

Во избежание грубого соударения относительная скорость к моменту касания была доведена до нескольких десятков сантиметров в секунду. С этой скоростью и произошло причаливание корабля "Союз-4" к кораблю "Союз-5". При причаливании штанга стыковочного механизма корабля "Союз-4" вошла в гнездо приемного конуса корабля "Союз-5" и произошел взаимный механический захват. Далее было осуществлено жесткое стягивание кораблей и соединение их электрических разъемов". Что я могу добавить к рассказу Шаталова? Пожалуй, немного: напомню, что корабли в это время неслись над Землей с первой космической скоростью, делая один оборот вокруг Земли за 90 мин, и что сблизиться кораблям надо было со скоростью не больше чем 30 см/с. Насколько это сложно, думаю, понимает каждый.

 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru