2i.SU
Физика

Физика

Содержание раздела

Механика

Впервые в открытом космосе

Конечно, невесомость создает неудобства в корабле. Но их появляется еще больше, когда космонавты выходят в открытый космос, чтобы заменить неисправные антенны и датчики, проверить состояние обшивки и агрегатов, установленных на внешней поверхности корабля, выполнить монтаж крупногабаритных устройств. Да мало ли для чего понадобится космонавтам выходить за борт своих кораблей и орбитальных станций! Для космонавта это все равно что моряку уметь плавать.

Послушаем рассказ человека, который первым вышел в открытый космос, - Алексея Архиповича Леонова. "Экипажу "Восхода-2" нужно было испытать шлюз для выхода в космос, новый скафандр, систему жизнеобеспечения, определить способность человека жить и работать в условиях открытого космического пространства. Мне предстояло выйти из корабля, выполнить ряд операций, установить, а затем демонтировать кинокамеры, после чего войти в корабль. В результате многочисленных тренировок я не только мог на память в нужном темпе выполнить все операции, но и знал, в какой момент какой район поверхности Земли подо мной окажется.

1490-1.jpg
В открытом космосе.

Казалось, что ничего непредвиденного произойти не может. И тем не менее я удивился, когда, выйдя из корабля и держась за поручень, установленный на срезе шлюза, почувствовал, как корабль начал медленно поворачиваться. Сравнить это можно с состоянием, когда пловец пытается влезть в лодку, а она под его тяжестью накреняется. А до моего выхода "Восход-2" был сориентирован, как и предусматривалось: внизу Земля, вверху Солнце. Мой выход должен был сниматься на фоне Земли. Солнце должно было меня освещать, а не лезть в объективы аппаратов. Словом, все предусматривалось, как в павильоне Мосфильма. Но космос стал диктовать свои условия. Пришлось быстро вводить поправки в свой сценарный план.

До полета мы предполагали, что передвижение вне корабля как-то скажется на его ориентации, но не думали, что в такой степени. Казалось, разница в массе человека и корабля огромная (в скафандре моя масса около 100 кг, а масса корабля около 6 т), и если не делать резких движений, толчков, то казалось, все будет нормально. И тем не менее...

Я вышел над Черным морем. Высота равнялась примерно 450 км. Поэтому в поле зрения находилось все море - от Одессы до Батуми, от Ялты до Синопа. Были видны весь Крымский полуостров, часть Кавказа. Впечатление было такое, словно я лечу над знакомой с детства большой географической картой..."

Практически возможны два основных способа выхода человека в открытое космическое пространство: с помощью шлюзования и разгерметизации кабины корабля. Шлюзование - более сложный способ, но зато менее опасный, а выход с разгерметизацией кабины менее сложен, но зато в этом случае в вакууме оказывается весь экипаж и все оборудование. Наибольшее распространение получил первый способ.

В кораблях типа "Союз" роль шлюза стал выполнять орбитальный отсек, оснащенный соответствующим оборудованием. В январе 1969 г. советские космонавты Алексей Станиславович Елисеев и Евгений Васильевич Хрунов перешли через открытое космическое пространство из корабля в корабль, выполнив по пути ряд научных экспериментов.

Выход человека в открытый космос имел огромное значение. Он открыл путь большому направлению в разработке космических аппаратов и в космических исследованиях. Не следует думать, что работать за бортом корабля легко. Как только человек выходит в открытый космос, сразу возникает несколько проблем: как и с помощью чего передвигаться, как и с помощью чего фиксировать свое тело в нужном положении для работы. Здесь нужен специальный безынерционный рабочий инструмент: ключи, отвертки, сверла, молотки. Нужна специальная технология монтажных и ремонтных работ.

Советские космонавты первыми проверили на орбите различные виды сварки.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru