Уже вступают в эксплуатацию первые пассажирские сверхзвуковые самолеты со скоростью 2000 -2500 км/ч: советский ТУ-144 и англо-французский "Конкорд". Представьте себе, как сократятся тогда расстояния! Ехать из Хабаровска в Москву на поезде нужно больше недели; на воздушном лайнере ТУ-114 этот путь занимает 8 ч, а сверхзвуковой самолет сможет пройти его всего за 3 ч.
Если лететь с востока на запад, то при полете на сверхзвуковом самолете можно "обогнать" время. Если бы мы вылетали из Хабаровска на таком самолете сразу после встречи Нового года, скажем в час ночи, когда в Москве 7 ч вечера, то в столицу мы прибыли бы в 10 ч вечера прошедшего года. Одним словом, мы смогли бы встретить Новый год дважды.
Самолеты, особенно тяжелые сверхзвуковые, требуют для взлета и посадки специальных аэродромов с длинными (3-4 км) бетонными взлетно-посадочными полосами. Строительство таких аэродромов обходится очень дорого, а в горных районах практически вообще невозможно. Поэтому будущие самолеты должны иметь возможность взлетать и садиться либо вертикально, либо на маленьких аэродромах. Такого типа опытные самолеты уже построены. На них устанавливаются или дополнительные вертикально расположенные двигатели, или специальные устройства для поворота струй от основных двигателей вниз.
Авиационная техника будет развиваться и дальше. Уже сейчас разрабатываются проекты гиперзвуковых воздушно-космических самолетов. Такой самолет будет обладать скоростью, соответствующей числу М - 5, даже М - 10 и более, и сможет "выпрыгивать" из атмосферы Земли. При входе в атмосферу самолет "отскочит" от нее, подобно плоскому камню, брошенному вдоль поверхности воды, облетит вокруг Земли, войдет в атмосферу и выберет место посадки.
Такой самолет может быть и последней ступенью ракеты, которая возвращается на Землю после дальнего космического полета. Но чтобы создать самолет такого типа, нужно решить еще много проблем, и первая из них - преодолеть тепловой барьер, с которым вы познакомились в начале статьи.
2i.SU ©® 2015