Гироскопический момент - одна из причин возникновения ошибок при управлении самолетом во время его полета. Источником этого момента на самолете является, в частности, воздушный винт (пропеллер), который быстро вращается вокруг оси ох, параллельной продольной оси самолета (рис. 23). В данном случае собственный кинетический момент воздушного винта направлен по этой оси и выражается формулой H=I*омега, где I - осевой момент инерции винта, a омега - угловая скорость его вращения.
Предположим, что вектор Н направлен параллельно продольной оси вперед (рис. 23), а самолет начинает вираж (поворот) вокруг оси oz влево с угловой скоростью со. Пользуясь правилом Н. Е. Жуковского, нетрудно сообразить, что возникающий при этом повороте гироскопический момент будет направлен вдоль отрицательного направления оси оу. Из-за наличия этого момента "нос" самолета будет подниматься (кабрировать). Если же осуществить при тех же условиях поворот самолета вправо, то, можно сделать вывод о том, что "нос" самолета опустится (самолет будет пикировать). Поэтому, чтобы выровнять самолет, летчику приходится уравновешивать момент путем соответствующего управления рулями.
2i.SU ©® 2015