2i.SU
Страны и народы

Страны и народы

Содержание раздела

АЗИЯ

КЫРГЫЗСТАН

Республика Кыргызстан

Удаленный от морей, веками раздираемый могущественными соседями, лишенный больших запасов природного сырья, Кыргызстан показывает пример быстрого продвижения по пути демократических реформ, перестройки своей экономики на рыночный лад. Кыргыз-ский народ стремится к самовыражению, достойному вхождению в общемировую цивилизацию.

Расположен в северо-восточной части Средней Азии. На юго-западе республика соседствует с Таджикистаном, на западе — с Узбекистаном, на севере — с Казахстаном, на востоке и юге — с Китаем.
Площадь: 198,5 тыс. км2.
Численност населения: 4,8 млн. человек (1999).
Государственный язык кыргызский. Языком официального общения является русский язык.
Столица Бишкек (600 тыс. жителей, 1999).
Государственный праздник День независимости (31 августа, с 1991 г.) и День Конституции (5 мая, с 1992 г.).
Денежная единица сом.
Член ООН и ОБСЕ с 1992 г.

С 1991 г. Кыргызстан - член СНГ. В 1998 г. Кыргызстан вошел в Таможенный союз, в котором объединяются Россия, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан. Тесные отношения связывают республику с Российской Федерацией, с ней подписан ряд совместных документов о политическом и экономическом взаимодействии. Кыргызстан является также членом Центрально-Азиатского Союза.

Природный национальный парк Ала-Арча.

В горах Тянь-Шаня (в переводе с китайского «Небесные горы»).

Многочисленные хребты Тянь-Шаня протянулись на сотни километров по территории Кыргызстана. Спускаясь с гор к их подножию, словно проходишь от холодного севера до жаркого юга. На вершинах, сверкающих вечными льдами и снегами, встречаются только небольшие кустарники и деревья, ниже — травяные пастбища, а у подножия гор и в предгорьях — полупустыни и пустыни.

Юрта — традиционное жилище чабанов на отгонных пастбищах

Одним из сохранившихся видов домашнего промысла является выделка кожи (изготовление предметов одежды, обуви, а также тиснение по коже).

Женский национальный костюм.

Бишкек. Площадь Победы в центре столицы.

Башня Бурана — памятник средневекового зодчества.

Гора Тахти-Сулейман («Трон Соломона»).

Бишкек. Здание Театра оперы и балета.

Здание государственной филармонии.

Вплоть до Начала XX в. основным занятием кыргызов было горное кочевое животноводство. Постепенно, на протяжении второй половины XIX — первой половины XX в., кыргызы переходили к оседлому образу жизни, земледелию и полукочевому животноводству. В южных районах Кыргызстана, где проживало много узбеков, с древности было развито оазисное ирригационное земледелие. В городах имелась полукустарная промышленность, торговля. Основными путями сообщения были караванные горные тракты. Во второй половине XIX в., с появлением русских на территории Кыргызстана, быстрыми темпами стала развиваться промышленность. Если в начале XX в. доля промышленности в хозяйстве республики составляла всего 5%, то в начале 80-х гг. она возросла до 30%. Современная промышленность Кыргызстана представлена более чем 130 отраслями - от первичной переработки сельскохозяйственного сырья и добычи руд цветных металлов до производства продукции точного машиностроения.

Длительное время электроэнергия в Кыргызстане вырабатывалась в основном тепловыми электростанциями, которые в качестве топлива использовали природный газ, мазут и уголь. В 70 — 80-е гг. в республике введены в действие гидроэлектростанции, в частности То-ктогульская ГЭС, которая вместе с Учкурганской и Курпсайской ГЭС образуют мощный Нижне-Нарынский энергетический каскад. Пик производства электроэнергии в республике — около 15,1 млрд. кВт ч в год. Промышленность Кыргызстана развивается на основе крупных топливных и сырьевых ресурсов. Около 2/3 промышленного производства республики сосредоточено в таких городах, как Бишкек, Ош, Токмак, Джала-лабад. Доля машиностроения в промышленности составляет более 25%, причем в его структуре имеются исключительно современные отрасли — электроника, радиотехника, приборостроение. Наиболее известные предприятия этой отрасли — сельмашзавод, станкостроительный завод, завод контрольно-измерительных приборов, приборостроительный завод и др. Недра республики богаты рудами цветных металлов. Уже в начале 30-х гг. был построен Южный горно-металлургический комбинат, который производит редкую продукцию — металлическую сурьму. Позднее вошли в строй Хайдаркенский ртутный завод и многие другие предприятия. На территории Кыргызстана обнаружены запасы олова и золота (в 1997 г. добыто 15 т). Особое место в экономике республики долгое время занимала добыча угля на сравнительно некрупных месторождениях вблизи Кызыл-Кии, Сулюкты, Кок-Янгака и т. д. Одна из ведущих отраслей экономики — легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенно-меховая, обувная. Пищевая промышленность представлена также многочисленными отраслями.

В сельском хозяйстве Кыргызстана до сих пор преобладает животноводство с его ведущей отраслью — овцеводством, а в долинах и межгорных котловинах развито ирригационное земледелие. Горы Кыргызстана играют большую роль в жизни всей Средней Азии. Задерживая влагу западных ветров, они собирают ее в ледниках и снежниках, переводят в подземный сток и питают густую речную сеть. На территории республики формируется около половины водного стока Средней Азии. Лишь пятая часть этого объема используется в пределах Кыргызстана, а остальная вода идет на поля Узбекистана, Таджикистана и Казахстана, питает Аральское море и озеро Балхаш. Одна из самых крупных рек республики — Нарын. В Кыргызстане насчитывается около 3 тыс. озер и искусственных водоемов. Самые крупные озера — Иссык-Куль, Сонкель и Чатыркель. Орошаемые земли дают 85 — 90% всей продукции растениеводства, которое специализируется на выращивании хлопка, табака, сахарной свеклы, а также винограда и фруктов.

Поголовье овец и коз с 1916 по 1980 г. увеличилось в 4 раза (с 2,5 млн. до 10,1 млн. голов). Особую ценность представляют выведенные в республике тонкорунные породы. Однако наряду с положительными результатами такой рост численности овец и коз оказывает неблагоприятное воздействие на экологию горных районов.

С внешним миром Кыргызстан связан железными дорогами. Во внутренних перевозках из-за горного характера местности главную роль играет автотр