2i.SU
Страны и народы

Страны и народы

Содержание раздела

РОССИЯ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН

Крупнейший индустриальный район России. Край Енисея и Байкала, вечной мерзлоты, пушного зверя и сибирской тайги. Здесь открыты месторождения редких металлов и построены мощные гидроэлектростанции.

Площадь: 4122,8 тыс. км2.
Численност населения: 9 млн. 31 тыс. человек (1999).

Восточно-Сибирский район включает Республику Бурятию (Улан-Удэ — 394 тыс. жителей), Республику Тыву (Кызыл — 100 тыс. жителей), Республику Хакасию (Абакан — 169 тыс. жителей), Красноярский край (Красноярск — 878 тыс. жителей), Иркутскую область (Иркутск — 596 тыс. жителей), Читинскую область (Чита — 315 тыс. жителей), Агинский Бурятский автономный округ (Агинское — 10 тыс. жителей), Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (Дудинка — 31 тыс. жителей), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (Усть-Ордынский — 13 тыс. жителей), Эвенкийский автономный округ (Тура — 6 тыс. жителей).

Граничит на юге с Китаем и Монголией, на востоке — с Дальневосточным, на западе — с Западно-Сибирским районами. На севере омывается водами морей Северного Ледовитого океана — Лаптевых и Карским. В состав района входят острова архипелага Северная Земля.

Исключительно чистые и прозрачные воды озера Байкал составляют 85% всех запасов пресной воды России.

Примитивная прялка — наследие времен Петра I.

Бурятская национальная игра «Найди золото».

Таким календарем пользовались когда-то коренные жители Восточной Сибири.

Ступа для дробления зерна: нехитрое, но проверенное временем приспособление.

Ритуальная ложка для кормления медведя.

Берестяная посуда.

Тыва. В центре ее столицы Кызыла на берегу Верхнего Енисея установлен обелиск «Центр Азии» — земной шар со шпилем, устремленным в небо.

Иркутская область. Братское лесохимическое и зверопромысловое объединение.

Ходульные деревья взяты под охрану как памятники природы.

Восточная Сибирь - один из крупнейших экономических районов России. Значительное развитие здесь получили отрасли промышленности, связанные с использованием местных природных ресурсов: электроэнергетика, угольная промышленность, цветная металлургия, ле-сопереработка, некоторые производства химии и нефтехимии, добыча ценного минерального сырья. Основные направления сельского хозяйства — скотоводство и производство зерна. Главные полеводческие районы — Минусинская котловина, Камско-Ачинские и Забайкальские степи. Земледелие далеко продвинулось на север, в глубь тайги, небольшие очаги полеводства возникли даже за полярным кругом. Мощное развитие получила гидроэнергетика. Построены крупнейшие гидроэлектростанции страны — Братская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская, Красноярская.

Развитие экономики Восточной Сибири с ее огромными расстояниями тесно связано с транспортным строительством.

Первыми путями сообщения здесь были реки, а там, где водные пути прерывались, лодки перстаскивали волоком. Енисей с его многочисленными притоками долгое время оставался главной и единственной транспортной артерией.

Первые промышленники проложили Сибирский тракт — транзитную дорогу, ведущую из Европейской России в Хабаровск. Затем был проложен Иркутско-Якутский тракт. Он соединил два этих города, но включал только около 500 км колесной дороги. Остальное расстояние летом преодолевали по рекам, а зимой — по льду рек на лошадях. Конечно, огромное значение для региона имело строительство железных дорог. В 1898 г. было закончено сооружение участков Транссибирской железной дороги - Среднесибирской линии между Красноярском и Иркутском и Забайкальской линии, соединившей пристань на восточном берегу Байкала с Читой и Сретенском. Участокдороги вокруг Байкала был закончен только в 1904 г., во время русско-японской войны.

В 1979 г. был пущен первый состав по западному участку Байкало-Амур-ской железнодорожной магистрали (БАМ), протянувшейся параллельно Транссибирской и призванной дать новый импульс освоению богатств Восточной Сибири. Здесь, начинаясь в Северобайкальске, проходит самая сложная трасса магистрали с уникальными туннелями — Северо-Муйским (15 км) и Байкальским (7 км).

Для Восточной Сибири характерна слабая заселенность. Средняя плотность населения здесь - более 2 человек на 1 км2; лишь в отдельных южных районах — 20 — 30 человек на 1 км2.

Буряты — коренное население края. Видимо, продвигаясь с юга, буряты оттеснили якутов и эвенков на север.

Буряты жили улусами в 10 — 20 юрт, принадлежавших к одному роду. Каждый бурят имел 1 — 2 юрты, несколько крытых деревянных хлевов для скота, 2 — 3 небольших дворика и бревенчатый амбар для зерна. Юрты были восьмиугольной формы, строились из дерева или покрывались войлоком. Юрты были разбросаны на большом пространстве и обнесены изгородью.

Летом буряты носили рубаху и халат из шелковых тканей, в дождливую погоду надевали сабу — суконную шинель с пелериной. Зимнюю одежду в виде халата чаще всего шили из овчины, а бедняки — из шкур телят и жеребят. Шапки с бархатным околышем непременно украшались пунцовой шелковой кистью наверху. Женщины втыкали в волосы за ушами две палочки, обшитые материей, к которым по праздникам подвешивался целый ряд цепочек с серебряными подвесками, которые развешивали и на груди.

Между бурятами, жившими западнее и восточнее Байкала, долгое время существовало значительное различие. Иркутские буряты были наполовину православными, наполовину шаманистами и занимались земледелием. Забайкальские буряты придерживались пришедшего из соседней Монголии буддизма в его тибетской форме (ламаизм) и занимались прежде всего кочевым скотоводством.

Современный быт бурят резко отличается от прошлого. Основным типом жилища стал бревенчатый дом. Практикуется животноводство стойлового и отгонного типа. Широкое развитие получило земледелие. Кустарное производство (изготовление войлочных кошм, резьба по дереву и металлу) преобразовалось в художественные промыслы. Создана бурятская письменность (раньше использовалась монгольская и тибетская).

В бассейне среднего течения Енисея и к северу от него живут эвенки. Издавна они занимаются охотой, используя в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей. Костюм эвенков состоял из замши и мехов, покрывался узорами из разноцветных кусочков сукна, лент, шелка, бисера и металлических блесток. Художественный вкус особенно проявлялся в украшении зимних рукавиц оригинальными цветами и узорами. Характерной особенностью зимней одежды был своеобразный передник, который ремешками завязывался вокруг шеи и талии и спускался до колен. Летняя одежда, наоборот, не отличалась оригинальностью. Женщины носили широкие рубашки, преимущественно красного и белого цветов. Покрой мужских рубах был заимствован у русских крестьян.

Главную пищу эвенков составляла вареная и вяленая оленина. Кроме того, употребляли сушеную и мороженую рыбу, мясо и жир животных. Жилище эвенков — ураса — состояло из одного-двух десятков тонких жердей, поставленных конусом и обтянутых замшей, выделанной из оленьих шкур. Оно легко навьючивалось на оленя и переносилось к местам промысла. Немногие из эвенков имели большие стада. Эвенки дрессировали оленей и приспосабливали их к верховой езде. К охоте детей приучали лет с девяти, а к четырнадцати годам подросток становился настоящим помощником отца. Главным орудием промысла служило ружье, наполовину самодельное и часто архаичное по устройству. В старину вместо ружья пользовались копьем и широким ножом. Кузнец с его походной кузницей почитался на уровне шамана.

Долганы и нганасаны проживают на севере региона. Их жилищем долгое время служила легко разбираемая палатка — чум. Тонкие шесты ставили в виде конуса, остов покрывали оленьими шкурами, а вверху оставляли отверстие для дыма. Посредине чума рас-Гюлагался очаг, возде него настилали доски и покрывали их оленьими шкурами. Для перевозки такого чума, одежды и провизии требовалось несколько нарт. Имелись также специальные нарты с семейными божествами и предметами религиозного поклонения.

Долганы и нганасаны носили одежду из оленьих шкур, сшитую нитками из оленьих жил. Мужчины подпоясывались широким кожаным ремнем, на который пришивалось множество медных пуговиц, колечек, цепочек. На поясе носили самодельный нож в ножнах из тонкой жести. Главной пищей были оленье мясо и рыба. Из муки приготовляли лепешки, замешенные на воде и оленьей крови. Вместо чая употребляли отвар из листьев морошки.

Звероловы использовали особые капканы и сторожевой лук довольно сложного устройства. В XIX в. стали доступны кремневые винтовки. Охота шла на песца, зайца и волка.

Основой благосостояния народов Севера всегда было оленеводство. Олени служили средством передвижения, давали мясо, одежду, кров. Оленье мясо и шкуры были продуктом обмена на другие товары. Верным спутником человека на Севере остается собака. Для оленевода собака - пастух оленьих стад, для зверолова — необходимый спутник, ищейка и транспортное средство.

Основной отраслью хозяйства большинства хакасов и тувинцев, проживавших на юге Восточной Сибири, было кочевое и полукочевое скотоводство. Они разводили преимущественно лошадей, крупный рогатый скот и овец, охотились на копытных животных. В меньшей степени у них был развит пушной промысел.

Основной тип жилья скотоводов - круглая войлочная юрта монгольского типа, у охотников — конические шалаши из жердей, крытые корой. Многие хакасы и тувинцы сооружали деревянные юрты, а к началу XX в. уже стали ставить рубленые избы русского типа. Характерной одеждой скотоводов, как мужчин, так и женщин, была овчинная шуба монгольского покроя, запахиваемая слева направо и подпоясываемая кушаком. Охотники обычно носили короткие суконные халаты, холщовые рубахи и штаны, сапоги из мягкой кожи и высокие меховые шапки.

Русские старожилы Восточной Сибири в начале XX в. составляли три основные группы: крестьяне, казаки и ссыльные. Поселения крестьян-сибиряков резко отличались от деревень в Европейской России. Сибирская деревня поражала своей зажиточностью: избы большие, часто двухэтажные, непременно с тесовыми крышами, с резными украшениями и раскрашенными ставнями. Каждый крестьянский дом разделялся на две половины — белую и черную. Многие старожилы имели заимки на пахотных землях (временные постройки, приспособленные только для летнего жилья во время полевых работ). Некоторые сибиряки жили на заимках круглый год.

Одевались сибирские крестьяне с претензией на франтовство: лаптей не носили, мужчины щеголяли в пиджаках, а женщины — в ситцевых и шерстяных платьях. Русских костюмов здесь не любили, не носили сарафанов, так же как и одежду, сшитую из домашнего полотна. Зимой поверх полушубков мужчины надевали шубу мехом наружу, шапки из оленьего меха, а по праздникам — и бобровые. Женщины носили беличьи шубки с широкими воротниками, отороченные беличьими хвостиками.

От поселений старожилов резко отличались деревни крестьян-переселенцев конца XIX — начала XX в., когда при поддержке правительства начался новый этап освоения Восточной Сибири. По постройкам новоселов легко было узнать их происхождение: украинцы ставили мазанки (выбеленные снаружи хаты), уроженцы Екатерино-славской губернии — перенятые у немецких колонистов длинные дома с узкими окнами; выходцы из центральных губерний России — дома с резными ставнями и высокими крылечками. Забайкальские казаки появились здесь в конце XVII в. Они охраняли границу, занимались скотоводством и торговлей.

Многие ссыльные поселенцы из-за отсутствия экономических условий, враждебного отношения местного населения отправлялись в бега или собирались в шайки разбойников. Стрельцы и старообрядцы устроили местное самоуправление, занимались земледелием. Военнопленные иностранцы ввели усовершенствованные орудия. Декабристы развивали просвещение, пробудили интерес к наукам и искусству.

В XX в. по мере создания промышленной базы в Восточной Сибири стали возникать новые города, в особенности на севере региона, что повлекло переселение тысяч людей.

История Восточной Сибири - это прежде всего история ее городов. Русские первопроходцы, осваивая Сибирь, строили здесь в первую очередь крепости-остроги. Переселенцы из Европейской России положили начало развитию городов. Однако до середины XIX в. сибирские города, за немногим исключением, влачили жалкое существование. Местное население городов пополнялось преимущественно только ссыльными.

Со строительством Транссибирской железной дороги (1891 - 1916) начался быстрый рост ближайших к дороге сибирских городов. В начале XX в. многие из них уже освещались электричеством. В городах мостились улицы, строились водопроводы, деревянные одноэтажные дома заменялись каменными и многоэтажными.

Центром всего региона долгое время был Иркутск, основанный в 1661 г. при впадении реки Иркут в Ангару. Здесь находилась штаб-квартира сибирских золотопромышленников. Своим благосостоянием город также был обязан торговле с Китаем.

Старейший промышленный центр Восточный Сибири с пристанью на Ангаре — Усолье-Сибирское — возник в конце XVII в. как центр солеварения.

Туруханск с конца XVI в. был центром колонизации северной части региона. В течение XVII - XVIII вв. сюда на ярмарку пушнины съезжались купцы не только из Сибири, но и из Европейской России.

Енисейск — одно из первых русских поселений в Восточной Сибири, основан в среднем течении Енисея как острог в начале XVII в. Отсюда отправлялись отряды землепроходцев и экспедиции, осваивавшие Сибирь и Дальний Восток.

Красноярск возник в 1628 г. как острог. Росту города благоприятствовало удачное транспортное положение: здесь сошлись речной путь по Енисею и Сибирский тракт, а затем и Транссибирская магистраль. Свое название он получил от красного цвета пород, слагающих террасы, уступами спускающиеся к Енисею. Неподалеку от города расположен известный горно-таежный заповедник «Столбы», где среди тайги возвышаются уникальные гранитные скалы причудливых форм и очертаний.

Норильск находится за полярным кругом. Возник в 1935 г. в связи со строительством горно-металлургического комбината. Морской порт в низовьях Енисея город Дудинка — транспортные ворота Норильска. К северо-востоку от города расположен Таймырский заповедник, где сохранились стада диких северных оленей.

Чита — главный город Забайкалья — известна с 1653 г. (как многочисленный казачий острог). Сейчас промышленные предприятия Читы специализируются на машиностроении и металлообработке. Наличие сырья (шерсть, шкуры, кожа, мех) обусловило размещение в городе камвольно-суконного комбината и овчинно-меховой фабрики. В городе сосредоточены научные организации, исследующие природу Забайкалья.

Улан-Удэ основан как Удинское казачье зимовье в середине XVII в. — опорный пункт в Забайкалье. Сейчас — центр машиностроения, текстильной и пищевой промышленности. Улан-Удэ — важный научный и культурный центр Забайкалья, здесь действует филиал Сибирского отделения Академии наук.

Почти вся территория края — это бассейн Енисея - самой многоводной реки в стране. Условно можно выделить три главные растительные зоны — тундру, тайгу и степи. Преобладает лишайниковая тундра. На Таймыре лес достигает самой северной границы своего распространения. Дальше всего на север заходит кедровый сланец, а на песчаных местах — сосна. К югу — тайга. Елово-пихто-вые леса с примесью кедра и подлеска из различных кустарников образуют почти непроходимую дикую чащу и служат надежным убежищем для всякого зверя. Истинный бич тайги — мошкара («гнус»). Особую ценность представляют таежные кедровые леса. В посуде, изготовленной из кедра, долго не скисает молоко; в шкафах, сделанных из кедра, не заводится моль; сливки, приготовленные из сока кедровых орехов, втрое питательнее коровьих. Степи в Восточной Сибири разбросаны отдельными островками. На юго-востоке Забайкалья — солончаковые степи. Климат Восточной Сибири — резко континентальный, с сильными морозами зимой и теплым летом.

Покорение Восточной Сибири русскими началось в 1603 г., когда казаки и промышленники достигли реки Нижняя Тунгуска и установили прямой водный путь от Архангельска до Енисейской губы. Через несколько лет был проложен маршрут к среднему течению Енисея. К концу XVII в. русские земледельцы осваивают богатый Минусинский край на юге региона. Большинство первопроходцев направляются на восток по Нижней и Подкаменной Тунгуске и даже по Ангаре, несмотря на ее страшные пороги. Океаническое побережье Восточной Сибири было исследовано в ходе Великой Северной экспедиции. В 1735 г. восточное побережье Таймыра описал русский мореплаватель, полярный исследователь В. В. Прончищев (1702 - 1736), а после его гибели — возглавивший экспедицию капитан 1 -го ранга X. П. Лаптев. Семь лет спустя после начала работы по описанию берега на карте появился самый северный мыс азиатской части материка Евразия. Его достиг капитан-лейтенант С. И. Челюскин (около 1700 - после 1760) с двумя спутниками. Этот мыс впоследствии был назван его именем. Мыс Челюскина -самая северная точка материка Евразия — находится на северной оконечности полуострова Таймыр. Освоение Таймыра начинается только в XIX в., после создания удобной исследовательской базы в устье реки Лены.

Об озере Байкал сложено много легенд, песен, сказаний, передающихся из поколения в поколение. Считается, что название озера произошло от якутских слов «бай» («богатый») и «кель» («озеро»). Байкал по своим размерам не уступает многим морям. В нем сосредоточено 20% всего мирового запаса пресной воды. Вода озера отличается низкой температурой, высокой насыщенностью кислородом, прозрачностью и слабой минерализованностью, что придает ей большую ценность. В Байкал впадает 336 рек и речек, а вытекает одна лишь Ангара. Озеро имеет своеобразную растительность и животный мир. В его водах обитает свыше 1800 видов животных, 3/4 из которых водятся только здесь. Озеро входит в число особо охраняемых водоемов страны. В окрестностях озера расположены Баргузинский заповедник (уникальные кедрово-пихтовые леса и обитающий здесь баргузинский соболь, а на побережье — лежбища байкальской нерпы) и Байкальский заповедник, где можно наблюдать неповторимые таежный и лесостепной ландшафты. На берегу Байкала в поселке Листвянка открыт музей Байкальского лимнологического института. Здесь собраны основные материалы, связанные с историей озера, его сегодняшним днем и прогнозами на будущее. В поселке находится могила выдающегося ученого, исследователя Байкала, основателя лимнологической станции Г. Ю.Верещагина (1889 -1944), посвятившего всю свою жизнь изучению загадок этого уникального озера. В его трудах изложена теория морского происхождения флоры и фауны Байкала.

Море Лаптевых названо в честь русских полярных исследователей, руководителей отрядов 2-й Камчатской экспедиции: капитана 1-го ранга Харитона Прокофьевича Лаптева (1700 - 1763), который обследовал и описал побережье полуострова Таймыр и близлежащих островов в 1739 — 1742 гг., и его двоюродного брата вице-адмирала Дмитрия Яковлевича Лаптева (1701 — 1767), изучившего северное побережье Дальнего Востока в 1736- 1742гг. Уроженец Красноярска знаменитый русский художник Василий Иванович Суриков (1848 -1916) писал: «Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде я не видел такой красоты, как эта, наша сибирская». В своих картинах показал сильные русские характеры в переломные моменты истории. Наиболее известные картины -«Покорение Сибири Ермаком», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Мен-шиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы».

Последователи ламаизма проживают лишь в Забайкалье. Главой всего ламаистского духовенства считается Далай-лама. Главой российских ламаистов был Хамбо-ла-ма. Ламаистское духовенство всегда пользовалось большим уважением у бурят. Раньше в богатых семьях, где было несколько сыновей, один всегда предназначался в ламы. Надо сказать, что дацаны (монастыри) являлись не только религиозными центрами, но и средоточием всех видов знания и искусства. Молодые ламы обязательно обучались какому-либо ремеслу. Среди них были шорники, столяры, медники, слесари. В дацанах изготавливали предметы богослужения. Ламы занимались медициной и приготовлением лекарств. Религией большей части местного населения Восточной Сибири было шаманство. Количество богов у шаманистов бесконечно велико. Каждый предмет и каждое явление имеют свое божество или дух: огонь, дерево, камень, вода, лес, жилище (отсюда вели свое начало и наши лешие, водяные, домовые). Эти духи разделяются на добрых и злых и оказывают огромное влияние на жизнь человека, который должен опасаться их гнева, особенно гнева злых духов, насылающих на него всякие беды, и принести им жертвы. Приступая к еде или питью, необходимо уделить несколько крошек или капель божеству. Проезжая по какой-либо местности, где обитает божество, надо оторвать кусочек своей одежды и привязать его к дереву или шесту. Шаманы могут устрашать богов и сами, гоняясь за ними с плетью или ножом. Особенно духи боятся железа, поэтому шаман привешивает к своей одежде различные железные безделушки. Особенностью сибирских шаманистов было почитание зверей. Так, например, эвенки особо почитают медведя, что, впрочем, не мешало им убивать медведей и варить их с особыми церемониями. Внешними символами богов служили идолы, которых еще до сих пор можно найти в труднодоступных лесных местах. Официально эвенки приняли православие в начале XIX в., однако христианство перемешалось с шаманскими культами. Долганы и нганасаны тоже были обращены в православие, однако сохраняли в пережиточном виде старые религиозные верования — шаманизм и различные родовые культы. В Иркутске была открыта первая самостоятельная епархия русской православной церкви в Восточной Сибири. Проповедническая деятельность первого иркутского епископа имела огромный успех среди местного населения.

В 1907 г. в бассейне Подка-менной Тунгуски наблюдалось уникальное природное явление: в течение нескольких секунд в небе наблюдался ослепительно яркий болид, который был виден на огромной территории, взрыв был слышен на расстоянии, превышающем 1000 километров. В месте падения обнаружен радиальный вывал леса вокруг эпицентра в радиусе 30 км, на уцелевших деревьях обнаружены следы своеобразного ожога.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru