Из светлых туманных пятен, которые видны на небе или на его фотографиях, лишь немногие газовые или освещенные пылевые туманности входят в состав нашей Галактики.
Большинство видимых на небе туманностей - это звездные системы гигантских размеров. Они находятся далеко за пределами нашей Галактики. Это другие галактики, галактики с малой буквы. Если наша Галактика как бы звездный город или звездный остров в безбрежном океане Вселенной, то другие галактики - это другие звездные города, другие острова Вселенной. Как острова в океане, галактики образуют местами архипелаги - скопления десятков, а иногда и тысяч галактик. Наша Галактика -одна из очень крупных.
В южном полушарии неба есть два больших светлых пятна. В честь великого мореплавателя Магеллана они названы Магеллановыми Облаками. Выяснилось, что Большое и Малое Магеллановы Облака - галактики неправильной формы. В то же время они спутники нашей Галактики и отстоят от нее на расстоянии около 120 тыс. св. лет. По размерам они значительно меньше нашей Галактики, но все же являются довольно крупными звездными системами. Их диаметры достигают 26 и 17 тыс. св. лет. Подобно нашей Галактике, они состоят из звезд всевозможных типов и из газовых и пылевых туманностей. В них есть рассеянные и шаровые звездные скопления. В созвездии Андромеды есть большая туманность. Осенью ее нетрудно найти на небе при помощи звездной карты. Фотографии показывают, что это спиральная звездная система. Свет от нее идет до нас около 1,5 млн. лет.
Сходство между галактикой в Андромеде и нашей Галактикой так велико, что, глядя на нее, вы можете себе представить, что это и есть наша Галактика. Она сильно наклонена, и потому мы видим ее продолговатой. Солнечную систему надо было бы представить себе находящейся за пределами спиральных ветвей, которые видны на фотографии. Разреженные части этой, системы тянутся еще далеко за пределы ярких спиральных ветвей ее внутренней части. По размерам и массе галактика в Андромеде больше нашей Галактики. У нее тоже есть маленькие галактики - спутники. Но они имеют не спиральную форму и не клочковаты, как неправильные галактики - Магеллановы Облака. Это эллиптические галактики, в частности шаровые. Две из них показаны на фотографии: одна - в проекции на спиральную галактику, другая - в стороне, продолговатая. Они выглядят как сплошные пятна, потому что в них звезды не очень ярки и расположены очень тесно.
На таком же расстоянии от нас, как эта группа, в созвездии Треугольника, находится еще одна спиральная галактика. Она меньше нашей Галактики, видна почти плашмя, более развернута, и очертания ее клочковатых спиральных ветвей хорошо видны.
А есть спиральные галактики, повернутые к нам ребром и похожие на веретено. Обратите внимание на темную полосу вдоль их экваториальной, или галактической, плоскости. Это скопление пылевых облаков. Они задерживают свет звезд, расположенных за ними. Примерно так должна выглядеть и наша Галактика, если бы мы могли видеть ее со стороны в ее галактической плоскости. В этой статье мы назвали наиболее типичные формы галактик, но мир островных вселенных очень разнообразен.
Спиральные галактики: наша, в Андромеде и в Треугольнике со спутниками двух первых из них образуют Местное скопление галактик. Таких групп во Вселенной множество. В созвездии Девы есть огромное облако. Оно состоит из сотен галактик. Это центральная часть, ядро скопища тысяч галактик, к которому принадлежит и Местное скопление галактик. Диаметр такой Сверхгалактики, как ее называют, составляет около 100 млн. св. лет, а общая ее масса равна примерно квадриллиону солнечных масс.
Известно много других скоплений галактик и отдельных галактик, рассеянных между ними. Всего по фотографиям, сделанным наибольшим в мире телескопом, можно было бы насчитать свыше миллиарда звездных систем, подобных нашей. Все доступные ныне для наблюдений области Вселенной входят в состав системы еще более грандиозной, чем Сверхгалактика. Эту систему называют Метагалактикой, но до ее границ мы еще не добрались. Свет наиболее далеких галактик, доступных сейчас нашему наблюдению, доходит до нас через несколько миллиардов лет! Когда он их покинул, на Земле еще не было никакой жизни. А при помощи радиотелескопов мы принимаем излучение радиоволн и от еще более далеких галактик. Эти радиоволны оставили свои галактики задолго до того, как образовалась наша Земля.
Некоторые галактики излучают радиоволны с потрясающей мощностью. По-видимому, в них существует магнитное поле, в котором со скоростью, близкой к'скорости света, носятся электроны и другие элементарные частицы. Магнитное поле тормозит их движение, а это вызывает радиоизлучение.
К середине 60-х годов нашего века выяснилось, что на небе есть объекты, имеющие вид очень слабых звездочек и посылающие мощное радиоизлучение. Их назвали квазизвездными радиоисточниками, сокращенно - квазарами. Большинство ученых сходится на том, что это наиболее далекие из известных нам объектов. А в таком случае их истинная сила света в 100 раз больше, чем сила света такой гигантской Галактики, как наша. Расход энергии в них потрясающе велик, и источника его мы еще не знаем. Во всяком случае, квазары - это не обыкновенные радиогалактики, и даже неизвестно, есть ли там звезды вообще. Возможно, что квазар -это одна гигантская сверхзвезда, выбрасывающая по временам облака наэлектризованных газов, обычно в противоположные стороны.
К числу временных загадок, которые должны быть разгаданы, относится
и "красное смещение" в спектрах галактик. Линии их спектра смещены к красному
концу, и тем сильнее, чем галактики дальше от нас. Если этот сдвиг линий
обусловлен движением галактик (а по-видимому, это так), значит, они удаляются
от нас, и тем быстрее, чем даль-шеЧнаходятся. У некоторых квазаров сдвиг
линий больше, чем если бы они неслись со скоростью света! Ученые объясняют
рост красного смещения с расстоянием образованием галактик вследствие взрыва
очень плотной массы. В результате такого взрыва самые быстрые "осколки",
превратившиеся в галактики, успели отлететь дальшего всего от места взрыва.
Однако справедлива ли такая догадка, покажет будущее.
2i.SU ©® 2015