Искусство
Содержание раздела
ВЕЛАСКЕС И РЕМБРАНДТ
РЕМБРАНДТ
- "Автогпортрет" (около 1628, Амстердам, Рейксмусеум)
- "Автопортрет с латным нашейником" (около
1629, Гаага, Маурицхейч), кажется, молодой Рембрандт в элегантном кружевном
воротнике, мечущийся между Гаагой и Лейденом, смотрит на мир с вызовом.
Это официальный портрет,отличающийся изысканной манерой письма и глубоким
психологизмом. В известном смысле такой портрет был визитной карточкой
молодого художника, намеревавшегося утвердиться в хорошем бюргерском обществе
того времени
- "Автопортрет" (1660, Лондон,Кенвуд-Хаус)
- "Автопортрет" (1669, Лондон, Национальная
галерея), один из самых последних перед смертью, последовавшей 4 октября
того же года. Во взгляде Рембрандта - усталость от постоянных невзгод и
разочарований
- "Валаамская ослица" (1626, Париж, музей Коньяк-Же).
В трактовке этого эпизода из Ветхого Завета, очень модного в Голландии
XVI и XVII веков, Рембрандт ориентируется на картину своего учителя Питера
Ластмана на тот же сюжет, но достигает большей выразительности благодаря
необычной игре света, богатству палитры и динамизму образов
- "Вирсавия с письмом Давида" (1654)
- "Возведение креста", холст, масло, около
1633, 95,7х72,2 см, Монако, Старая пинакотека
- "Даная" (1636)
- "Девушка у окна" (1651, Стокгольм, Национальный
музей)
- "Евангелист Матфей и ангел", холст, масло,
1661, 96х81 см, Париж, Лувр
- "Еврейская невеста", холст, масло, 1665 -
68, 121,5х166,5 см, Амстердам, Рейксмусеум
- "Жертвоприношение Авраама" (1635, Санкт-Петербург,
Эрмитаж) - картина, своим динамизмом и световыми контрастами перекликающаяся
с барочными полотнами итальянцев Караваджо и Карроччи, чей опыт Рембрандт
дополнил уроками Ластмана, Ливенса и Рубенса
- "Изгнание тогующих из храма" (1626, Москва,
Музей изобразительных искусств). Принадлежность картины кисти Рембрандта
была установлена лишь в начале XX века
- "Молодая женщина перед зеркалом" (около 1654,
Санкт-Петербург, Эрмитаж)
- "Молодая женщина, купающаяся в ручье", холст,
масло, 1654, 61,8х47 см, Лондон, Национальная галерея
- "Мужчина в золотом шлеме" (около 1650, Берлин,
Государственный музей)
- "Ночной дозор", холст, масло, 1642, 363х427
см, Амстердам, Рейксмусеум
- "Отречение Петра" (фрагмент, 1628, Токио,музей
искусства Бриджстон), в котором Рембрандт осоюое внимание уделил реалистичному
изображению доспехов, отражающих свет костра
- "Пир Валтасара", холст, масло, 1635 - 36,
167,6х209,2 см, Лондон, Национальная галерея
- "Плач Иеремии о разрушении Иерусалима", дерево,
масло, 1630, 58.3х46,6 см, Амстердам, Рейксмусеум
- "Пожилой военный с серьгой" (1630), Санкт-Петербург,
Эрмитаж). На картине - голландец, современник Ремюрандта, позирует же любимая
модель художника, человек, которого он не раз писал в те годы, меняя костюмы,
головные уборы, прически и украшения
- "портрет дворянина" Тициана, ныне находящийся
в Лондоне, привел Рембранта в восхищение и повлиял на многие автопортреты
- "Портрет женщины в постели", холст, масло,
около 1645, 81,2х27,9 см, Эдинбург, Национальная шотландская галерея
- "Портрет мужчины за конторкой" (1631, Санкт-Петербург,
Эрмитаж)
- "Портрет Титуса в маленьком берете" (около
1660, Париж, Лувр)
- "Портрет Титуса за учением", холст, масло,
1655, 77х63 см, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген
- "Размышление апостола Павла" (1629 - 30, Нюрнберг,
Германский национальный музей) - это шаг вперед на пути освоения света.
Естественные и искусственные лучи высвечивают фигуру старца слева и справа.
Чтобы написать лицо святого, художник делает в эти годы ряд набросков мелком
- "Саския с цветком" (1641, Дрезден, Картинная
галерея) - один из последних портретов жены. Здесь она почти наверняка
беременна последним и единственным выжившим сыном Титусом. Мак или гвоздика
в руке Саскии и коралловое ожерелье на шее намекают на любовь художника
к модели
- "Титус за чтением" (около 1657 - 58) находится
в Венском художественно-историческом музее
- "Товий и Анна с козленком" (1626, Амстердам,
Рейксмусеум)
- "Урок анатомии доктора Тульпа", холст, масло,
1632, 169,5х216,5 см, Гаага, Маурицхейс
- "Христос в Эммаусе" (около 1629, Париж, Музей
Жакмар-Андре)
- "Ян Сикс" (1654, Амстердам, Собрание Сикса).
Писатель, ставший впоследствии бургомистром Амстердама, запечатлен в момент
надевания перчаток
- Большое полотно "Ослепление Самсона филистимлянами"
(1636, Франкфурт, Штеделевский художественный институт) Рембрандт принес
в дар своему другу Константину Хейгенсу. Хейгенс первый обеспечил молодому
Рембрандту состоятельных заказчиков
- В "Похищении Ганимеда" (1635, Дрезден, Картинная
галерея) поржает непривычная трактовка мифологического сюжета. Ганимед
здесь представлен перепуганным, плачущим и писающим ребенком, а не прекрасным
юношей, похищенным Зевсом и превратившимся в созвездие Водолея, как его
традиционно изображали. Этот шедевр исполнен глубокого смысла, до сих пор
во всех тонкостях не раскрытого
- В двух соединившихся руках, освещенных странным,
неземным светом, ощущается спокойная властность жеста ангела
- В этом "Концерте" (1626, Амстердам, Рейксмусеум),
молодой Рембрандт пытается создать сложную композицию и оттачивает свое
мастерство в использовании цвета для передачи различий фактур и блеска
поверхностей. Сюжет, богатый аллегориями, уходит корнями в культуру, распространенную
между Лейденом и Утрехтом, с небольшим восточным оттенком
- Великолепный рисунок серебряным карандашом
внизу слева - "Саския" (1633, Берлин, Гравюрный кабинет) - единственный
портрет жены Рембрандта, удостоверенный рукой самого художника: "Это портрет
моей жены в возрасте 21 года, сделанный в третий день нашей свадьбы, 8
июня 1633 года"
- Геррит Доу, "Женщина с овсяной похлебкой"
(около 1632 - 37). Изображение интерьеров особенно привлекало Доу, одного
из лучших учеников мастерской Рембрандта. Та же самая пожилая женщина позировала
и для некуоторых картин Рембрандта
- Говарт Флинк, "Портрет Рембрандта" (около
1633, Берлин, Картинная галерея). Наиболее талантливые ученики из мастерской
Рембрандта должны были в первую очередь освоить прибыльное искусство портрета.
Здесь перед нами один из опытов Флинка и в то же время дань уважения учителю
- Дочь Лейденского булочника Неелтген Виллемсдохтер
ван Зуидтброук произвела на свет девять детей. Рембрандт, восьмой из них,
не раз изображал ее на картинах и гравюрах в библейском одеянии, либо в
обычной одежде пожилой горожанки, как на этом офорте "Мать художника" (около
1630, Амстердам, Гравюрный кабинет Рейксмузеума)
- Живой групповой портрет "Синдики цеха суконщиков"
(1662, Амстердам, Рейксмусеум), посвященный богатой еорпорации амстердамских
производителей сукна, запечатлел пятерых мужчин в момент, когда они проверяют
счета и разрабатывают за столом стратегию будущих деловых сделок
- Имя богатого бюргера, изображенного на портрете
(1634), известно точно - это МартенСаальманс. О том, сколь велико состояние
человека, который может себе позволить заказать портрет в полнаый рост
по случаю свадьбы, можно судить по его одежде
- Любопытное решение библейского эпизода в
картине "Неверие святого Фомы" (1634, Москва, Музей изобразительных искусств).
Как подтвердили исследования под рентгеновскими лучами, Рембрандт при написании
кртины использовал гравюры Дюрера и некоторые элементы живописи Караваджо,
но при этом трактовал образы по-своему и ввел новых персонажей. Яркий свет,
выделяющий центральную группу, свидетельствует о том, что в Амстердаме
Рембрандт продолжал начатые в Лейдене эксперименты со световыми эффектами
- Несмотря на многочисленные реставрации, картина
"Аман, Ассур и Эсфирь" (1660, Москва, Музей изобразительных искусств),
предназначенная для коллекционера Яна Хинлоопена, передает оттенки древнего
великолепия и восточного колорита, почерпнутые Рембрандтом из персидских
миниатюр его коллекции
- Прекрасное лицо Авраама свидетельствует о
техническом совершенстве Рембрандта, его умении мощными, разнообразными
мазками изобразить волосы, бороду, кожу, передать драматизм взгляда
- Рембрант изобразил себя несколько необычно,
не у мольберта, но поодаль, с кистью в руках перед большим холстом. Прообразом
интерьера картины "Художник в своей мастерской" (около 1629, Бостон, Музей
изящных искусств) была, вероятно, лейденская мастерская с висяшей палитрой
и ступкой для растирания красок
- Рубенс, "Вознесение" (1636)
- Рубенс, "Снятие с креста" (1632 - 33)
- Считается, что офорт "Бюст мужчины в высокой
шляпе" (1630, Амстердам, Рейксмусеум, Гравюрный кабинет), - это портрет
отца художника
- Сюжетом для картины "Заговор Юлия Цивилиса"
(1661, Стокгольм, Национальный музей) послужил описанный Тацитом эпизод
восстания батавов - древних жителей Нидерландов - против римлян. Снова
спросом пользуется историческая живопись. Однако полотно Рембрандта убрали
из амстердамской ратуши. Видимо, пережив эту позоную неудачу, Рембрандт
сам существенно уменьшил размеры полотна
- Фронтиспис к "Плачу Иеремии", напечатанной
в Антверпене в 1532 году Виллемом Варстерманом
- Яркий свет выхватывает из темноты старика
из "Притчи о неразумном богаче" (1627, Берлин, Государственный музей)
перейти к началу страницы