2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ И СИМОНЕ МАРТИНИ

ОРВЬЕТО

В Средние века между главой мастерской и его помощниками существовало настолько тесное сотрудничество, что манеру одного из них почти невозможно отличить от манеры другого (художники обменивались даже подписями); это крайне затрудняет изучение группы картин Мартини, относящихся к началу 1320-х годов. Даже если не углубляться в очень непростой вопрос идентификации различных почерков, в ряде работ Мартини этого времени безошибочно угадывается участие других художников. К числу их принадлежит полиптих из Орвьето. Хотя датировка его недостаточно достоверна (предполагают, что в поставленной на нем подписи «МСССХХ» пропущен знак), полиптих несет на себе следы влияния строгой торжественности стиля Джотто. Фронтальное положение фигур и использование таких стилистических приемов, как жесткий контур, очерчивающий объемы, какие отсутствуют в собственноручной работе Мартини - полиптихе 

из Пизы, наводят на мысль, что здесь ему принадлежит лишь изображение Мадонны. Первоначально орвьетанский полиптих состоял из семи, а не пяти компартиментов (Святой Петр, Мария Магдалина и Святой Доминик изображены в идентичных позах, только Святой Павел представлен повернувшимся вправо). Ныне полиптих хранится в Музее собора, хотя в свое время предназначался для церкви Сан Доменико. Заказчиком произведения был епископ Сованы Трасмундо Мональдески, ранее настоятель доминиканского монастыря, который уплатил сто золотых флоринов за исполнение алтаря; на одной из створок, рядом с фигурой Марии Магдалины, видно его миниатюрное изображение. По сложившейся традиции к тому же или чуть более позднему времени, нежели орвьетанский 

полиптих, относится полиптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, хотя некоторые исследователи недавно высказали возражения против этой датировки. Ранее принадлежавший церкви Санта Мария деи Серви в Орвьето, алтарь включает в себя пять створок. В центре - Мадонна с Младенцем, слева направо, по сторонам от нее, обрамленные стрельчатыми, трехлопастными арками, - фигуры Святых Павла, Лучии, Екатерины Александрийской и Иоанна Крестителя. В маленьких боковых фронтончиках изображены трубящие ангелы и ангелы с орудиями Страстей (колонна и бич, символизирующие Бичевание; крест, терновый венец, копье, губка), в центральном - Христос, указующий на свои раны. По манере исполнения этот полиптих ближе к полиптиху из Пизы, нежели к тому, который написан для доминиканских монахов в Орвьето; сходство особенно очевидно в тонкой линейной проработке изящных фигур с удлиненными кистями рук. В последнее время почти все ученые признают алтарь работой самого Мартини, некоторые сомнения вызывает лишь створка с изображением Святого Павла. К началу 1320-х годов обычно относят еще одну группу произведений, содержащих стилистические параллели орвьетанской продукции Симоне и его мастерской. В нее входят Мадонна с Младенцем, ангеломи и Благословляющим Христом из Музея собора в Орвьето (центральная часть полиптиха с изображением святых мучеников - в Национальной галерее в Оттаве; для него же, возможно, написаны фигуры Святой Лучии и Екатерины Александрииской из собрания Бернсона в Сеттиньяно, близ Флоренции) и две Мадонны в сиенской Пинакотеке, одна из которых происходит из Кастильоне д'0рчиа,  другая - из Лучиньяно д'Арбиа. Эти работы, обнару живающие несомненное сходство между собой, безусловно, выполнены в один и тот же период. Однако какая-либо информация о них отсутствует - нет ни подписи, ни датировки, ни содержащих каких-либо сведений документов. Ученым остается опираться лишь на стилистический анализ, чем и объясняется крайняя несогласованность их мнений: одни связывают картины с Симоне, другие считают, что ему могли принадлежать лишь подготовительные рисунки, третьи доказывают, что это всецело продукция мастерской Симоне. Тем не менее, существует множество аналогий между произведениями этой группы и живописью Мартини начала 1320-х годов. Например, облик Мадонны из полиптиха Сан Доменико, с ее нежным, слегка мечтательным взглядом, почти полностью совпадает с лицом Марии в композиции орвьетанского Музея; живая поза Младенца на картине из Кастильоне д'0рчиа повторяется в изображении маленького Христа в композиции из Музея в Бостоне. Иконография Мадонны из Лучиньяно д'Арбиа, столь непривычной для сиенской живописи, много раз обращала на себя внимание историков искусства. Взгляд Марии обращен не вправо, как обычно на картинах художников Сиены, а влево; на руках ее совсем грудной, запеленутый младенец, а не тот ребенок, которого видим в более ранних работах мастера. Значение подобного иконографического выбора еще предстоит объяснить, возможно, он определялся желанием заказчика. Вопрос об авторстве Мадонны совершенно ясен: по общему мнению, она является подлинным произведением Симоне.

Полиптих Музей собора, Орвьето

Полиптих Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон


С вышеописанной группой картин совпадает  по времени исполнения Распятие, обнаруженное в началеXX века в церкви делла Мизерикордия в Сан Кашано Валь ди Пеза и приписанное Мартини. Хотя какие-либо документальные данные отсутствуют, его идентифицировали с Распятием, написанным Симоне в 1321 году для капеллы Девяти в Сиене. Однако подобная гипотеза лишена серьезных оснований, ибо внимательное чтение источников показывает, что для капеллы Симоне выполнил фреску, а не живопись на дереве, - позднее, во время пожара эта фреска сгорела. Распятие находит свои ближайшие стилистические аналогии с полиптихами в Пизе и в Бостоне.

ПолиптихДеталь: Мадонна с Младенцем137х102 см

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Мадонна с Младенцем, ангелами и Благословляющий Христос 165х57 см Музей собора, Орвьето

Святая Екатерина

54 х 41 см

Коллекция Бернсона, Флоренция

Святая Лучия

51 х 40 см

Коллекция Бернсона, Флоренция

Мадонна с Младенцем (из Кастильоне д'0рчиа) Национальная Пинакотека, Сиена

Мадонна с Младенцем (из Лучиньяно д'Арбиа)

88 х 51 см

Национальная Пинакотека, Сиена



Распятие 164х147 см Церковь делла Мизерикордия, Сан Кашано (Флоренция)

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru