В Средние века между главой мастерской и его помощниками существовало настолько тесное сотрудничество, что манеру одного из них почти невозможно отличить от манеры другого (художники обменивались даже подписями); это крайне затрудняет изучение группы картин Мартини, относящихся к началу 1320-х годов. Даже если не углубляться в очень непростой вопрос идентификации различных почерков, в ряде работ Мартини этого времени безошибочно угадывается участие других художников. К числу их принадлежит полиптих из Орвьето. Хотя датировка его недостаточно достоверна (предполагают, что в поставленной на нем подписи «МСССХХ» пропущен знак), полиптих несет на себе следы влияния строгой торжественности стиля Джотто. Фронтальное положение фигур и использование таких стилистических приемов, как жесткий контур, очерчивающий объемы, какие отсутствуют в собственноручной работе Мартини - полиптихе
из Пизы, наводят на мысль, что здесь ему принадлежит лишь изображение Мадонны. Первоначально орвьетанский полиптих состоял из семи, а не пяти компартиментов (Святой Петр, Мария Магдалина и Святой Доминик изображены в идентичных позах, только Святой Павел представлен повернувшимся вправо). Ныне полиптих хранится в Музее собора, хотя в свое время предназначался для церкви Сан Доменико. Заказчиком произведения был епископ Сованы Трасмундо Мональдески, ранее настоятель доминиканского монастыря, который уплатил сто золотых флоринов за исполнение алтаря; на одной из створок, рядом с фигурой Марии Магдалины, видно его миниатюрное изображение. По сложившейся традиции к тому же или чуть более позднему времени, нежели орвьетанский
полиптих, относится полиптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне,
хотя некоторые исследователи недавно высказали возражения против этой датировки.
Ранее принадлежавший церкви Санта Мария деи Серви в Орвьето, алтарь включает
в себя пять створок. В центре - Мадонна с Младенцем, слева направо, по
сторонам от нее, обрамленные стрельчатыми, трехлопастными арками, - фигуры
Святых Павла, Лучии, Екатерины Александрийской и Иоанна Крестителя. В маленьких
боковых фронтончиках изображены трубящие ангелы и ангелы с орудиями Страстей
(колонна и бич, символизирующие Бичевание; крест, терновый венец, копье,
губка), в центральном - Христос, указующий на свои раны. По манере исполнения
этот полиптих ближе к полиптиху из Пизы, нежели к тому, который написан
для доминиканских монахов в Орвьето; сходство особенно очевидно в тонкой
линейной проработке изящных фигур с удлиненными кистями рук. В последнее
время почти все ученые признают алтарь работой самого Мартини, некоторые
сомнения вызывает лишь створка с изображением Святого Павла. К началу 1320-х
годов обычно относят еще одну группу произведений, содержащих стилистические
параллели орвьетанской продукции Симоне и его мастерской. В нее входят
Мадонна с Младенцем, ангеломи и Благословляющим Христом из Музея
собора в Орвьето (центральная часть полиптиха с изображением святых мучеников
- в Национальной галерее в Оттаве; для него же, возможно, написаны фигуры
Святой Лучии и Екатерины Александрииской из собрания Бернсона в Сеттиньяно,
близ Флоренции) и две Мадонны в сиенской Пинакотеке, одна из которых
происходит из Кастильоне д'0рчиа, другая - из Лучиньяно д'Арбиа.
Эти работы, обнару живающие несомненное сходство между собой, безусловно,
выполнены в один и тот же период. Однако какая-либо информация о них отсутствует
- нет ни подписи, ни датировки, ни содержащих каких-либо сведений документов.
Ученым остается опираться лишь на стилистический анализ, чем и объясняется
крайняя несогласованность их мнений: одни связывают картины с Симоне, другие
считают, что ему могли принадлежать лишь подготовительные рисунки, третьи
доказывают, что это всецело продукция мастерской Симоне. Тем не менее,
существует множество аналогий между произведениями этой группы и живописью
Мартини начала 1320-х годов. Например, облик Мадонны из полиптиха Сан Доменико,
с ее нежным, слегка мечтательным взглядом, почти полностью совпадает с
лицом Марии в композиции орвьетанского Музея; живая поза Младенца на картине
из Кастильоне д'0рчиа повторяется в изображении маленького Христа в композиции
из Музея в Бостоне. Иконография Мадонны из Лучиньяно д'Арбиа, столь
непривычной для сиенской живописи, много раз обращала на себя внимание
историков искусства. Взгляд Марии обращен не вправо, как обычно на картинах
художников Сиены, а влево; на руках ее совсем грудной, запеленутый младенец,
а не тот ребенок, которого видим в более ранних работах мастера. Значение
подобного иконографического выбора еще предстоит объяснить, возможно, он
определялся желанием заказчика. Вопрос об авторстве Мадонны совершенно
ясен: по общему мнению, она является подлинным произведением Симоне.
Полиптих
Музей собора, Орвьето
Полиптих
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
С вышеописанной группой картин
совпадает по времени исполнения Распятие, обнаруженное в началеXX
века в церкви делла Мизерикордия в Сан Кашано Валь ди Пеза и приписанное
Мартини. Хотя какие-либо документальные данные отсутствуют, его идентифицировали
с Распятием, написанным Симоне в 1321 году для капеллы Девяти в
Сиене. Однако подобная гипотеза лишена серьезных оснований, ибо внимательное
чтение источников показывает, что для капеллы Симоне выполнил фреску, а
не живопись на дереве, - позднее, во время пожара эта фреска сгорела. Распятие
находит свои ближайшие стилистические аналогии с полиптихами в Пизе и в
Бостоне.
ПолиптихДеталь:
Мадонна с Младенцем137х102 см Музей
Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
Мадонна
с Младенцем, ангелами и Благословляющий Христос 165х57 см Музей собора,
Орвьето
Святая
Екатерина 54 х
41 см Коллекция
Бернсона, Флоренция Святая
Лучия 51 х 40
см Коллекция Бернсона,
Флоренция
Мадонна
с Младенцем (из Кастильоне д'0рчиа) Национальная Пинакотека, Сиена
Мадонна
с Младенцем (из Лучиньяно д'Арбиа) 88
х 51 см Национальная
Пинакотека, Сиена
Распятие 164х147 см Церковь делла Мизерикордия, Сан Кашано (Флоренция)
2i.SU ©® 2015