2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ И СИМОНЕ МАРТИНИ

ПОЛИПТИХ САНТА КАТЕРИНА

Анналы и Хроника монастыря Санта Катерина в Пизе сообщают, что в 1319 году «Frater Petrus conversus» приказал поместить в главном алтаре церкви прекрасную живопись работы Симоне из Сиены («manu Symonis senesis»). Этот полиптих, ныне находящийся в Музее Сан Маттео, несомненно, самая крупная и значительная из подписных работ Симоне: сорок три полуфигуры апостолов, мучеников, епископов и пророков изображены на его маленьких фронтончиках и в обрамленных трехлопастными арками компартиментах. Каждая из трех частей, составляющих алтарь, подразделяется на семь элементов: семь фронтонов; узкий верхний регистр с семью композициями; центральный регистр алтаря с семью изображениями, каждое из которых посвящено одному святому. Семь небольших композиций включает в себя и пределла. Предлагались самые разнообразные варианты реконструкции полиптиха, пока, наконец, не сложилась следующая схема: в маленьких фронтончиках, по сторонам от Благословляющего Христа, - Давид, играющий на арфе, Моисей со скрижалями законов, пророки Иеремия, Исайя, Даниил, Езекиил. В регистре под ними, по бокам от центральных фигур архангелов Гавриила и Михаила, - парные изображения апостолов, обрамленные трехлопастными арками: каждый из них держит Евангелие в руках и идентифицируется именем, написанным на золотом фоне. Слева направо представлены Фаддей и Симон, Филипп и Иаков Алфеев, оживленно беседующие о Священном Писании, за ними - полуфигуры Андрея и Петра. По другую сторону от архангелов - Павел и Иаков Заведеев (между составляющими его имя буквами - выпуклая раковина), рядом с Варфоломеем - Матфей, пишущий свое Евангелие, лежащее на обрамлении композиции; замыкают ряд - Фома и Матфий. В средней зоне полиптиха вместе с Марией Магдалиной, Святым Домиником, Иоанном Евангелистом, Мадонной с Младенцем (над рамой композиции надпись: Symon de Senis me pinxit) и Иоанном Крестителем представлены особо почитаемые доминиканским орденом Петр Мученик и Екатерина Александрийская, известная своей проповеднической деятельностью и красноречием в диспутах о вере. Наиболее достоверна реконструкция пределлы алтаря. Центральное место здесь занимает изображение Мужа Скорбей с предстоящими Мадонной и Святым Марком. По сторонам, слева направо, -Святые Стефан и Аполлония, Иероним и Лучия , Григорий и Лука, Фома Аквинский и Августин, Агнеса  и Амвросий, Урсула и Лаврентий. Сложность аранжировки пизанского полиптиха является несомненным нововведением. Пределла и верхний регистр, содержащие в себе по семь элементов, каждый из которых подразделяется еще на два, позволили художнику не только изобразить множество персонажей, но и реализовать тщательно разработанную иконографическую программу. Кроме фигур, традиционно присутствующих в каждом полиптихе, здесь находятся также изображения, связанные с монашеским орденом, которым был заказан алтарь. Это - Иероним, Григорий и Августин, а также святые, канонизированные незадолго до создания алтаря: основатель ордена Доминик и Петр Мученик, не говоря уже о Фоме Аквинском, который изображен с нимбом над головой, хотя к лику святых причислен позднее, в 1323 году. При всем разнообразии связей и соотношений фигур, составляющих полиптих, все они - звенья единого пропагандистского замысла, направленного на распространение доминиканской идеологии. Например, главным делом братьев-доминиканцев считалась проповедь, помогающая воплотить в жизнь путь подражания Христу; тонкий намек на эту евангельскую миссию ордена дает изображение свитков, пергаментов, книг (полускрытых драпировками одеяний, наполовину и полностью развернутых, как испускающий лучи текст в руках Фомы Аквинского, книг совсем малого размера, подобных той, что держит Младенец), всего их в полиптихе - двадцать шесть. Интересное наблюдение сделано Джоанной Кэнон по поводу иконографии произведения: «Программа не носит повествовательный характер, она оригинальна, но при этом не идет вразрез с ортодоксией, ясна, но вовсе не проста». Мастерство в передаче пластики форм опирается у Симоне на приемы светотеневой моделировки, выработанные Дуччо, а также на свой собственный опыт работы в Ассизи и сочетается здесь с использованием мягко текущих линий и тончайших цвето-световых эффектов. В трактовке света и сияющем колорите своей живописи Симоне претворяет язык готического искусства, создавая новый тип соотношений между фигурами и пространством, между пропорциями отдельных элементов и композиции в целом. По мнению ряда специалистов, изображения Святого Доминика  и Петра Мученика следует приписать помощникам so художника. Но собственно атрибуция тех или иных частей живописи самому Мартини либо кому-то из его окружения становится сложной проблемой при изучении работ, вышедших из его мастерской в Ор-вьето с 1320 по 1324 год.

 ПолиптихДеталь: Мария Магдалина, Святой Доминик

и Иоанн Креститель

Национальный музей, Пиза

ПолиптихДетали'. Петр Мученик и Святая Екатерина (средний регистр) Святые Агнеса, Амвросий, Урсула и Лаврентий (нижний регистр) Национальный музей, Пиза

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru