Анналы и Хроника
монастыря Санта Катерина в Пизе сообщают, что в 1319 году «Frater Petrus
conversus» приказал поместить в главном алтаре церкви прекрасную живопись
работы Симоне из Сиены («manu Symonis senesis»). Этот полиптих, ныне находящийся
в Музее Сан Маттео, несомненно, самая крупная и значительная из подписных
работ Симоне: сорок три полуфигуры апостолов, мучеников, епископов и пророков
изображены на его маленьких фронтончиках и в обрамленных трехлопастными
арками компартиментах. Каждая из трех частей, составляющих алтарь, подразделяется
на семь элементов: семь фронтонов; узкий верхний регистр с семью композициями;
центральный регистр алтаря с семью изображениями, каждое из которых посвящено
одному святому. Семь небольших композиций включает в себя и пределла. Предлагались
самые разнообразные варианты реконструкции полиптиха, пока, наконец, не
сложилась следующая схема: в маленьких фронтончиках, по сторонам от Благословляющего
Христа, - Давид, играющий на арфе, Моисей со скрижалями законов, пророки
Иеремия, Исайя, Даниил, Езекиил. В регистре под ними, по бокам от центральных
фигур архангелов Гавриила и Михаила, - парные изображения апостолов, обрамленные
трехлопастными арками: каждый из них держит Евангелие в руках и идентифицируется
именем, написанным на золотом фоне. Слева направо представлены Фаддей и
Симон, Филипп и Иаков Алфеев, оживленно беседующие о Священном Писании,
за ними - полуфигуры Андрея и Петра. По другую сторону от архангелов -
Павел и Иаков Заведеев (между составляющими его имя буквами - выпуклая
раковина), рядом с Варфоломеем - Матфей, пишущий свое Евангелие, лежащее
на обрамлении композиции; замыкают ряд - Фома и Матфий. В средней зоне
полиптиха вместе с Марией Магдалиной, Святым Домиником, Иоанном Евангелистом,
Мадонной с Младенцем (над рамой композиции надпись: Symon de Senis me pinxit)
и Иоанном Крестителем представлены особо почитаемые доминиканским орденом
Петр Мученик и Екатерина Александрийская, известная своей проповеднической
деятельностью и красноречием в диспутах о вере. Наиболее достоверна реконструкция
пределлы алтаря. Центральное место здесь занимает изображение Мужа Скорбей
с предстоящими Мадонной и Святым Марком. По сторонам, слева направо, -Святые
Стефан и Аполлония, Иероним и Лучия , Григорий и Лука, Фома Аквинский и
Августин, Агнеса и Амвросий, Урсула и Лаврентий. Сложность аранжировки
пизанского полиптиха является несомненным нововведением. Пределла и верхний
регистр, содержащие в себе по семь элементов, каждый из которых подразделяется
еще на два, позволили художнику не только изобразить множество персонажей,
но и реализовать тщательно разработанную иконографическую программу. Кроме
фигур, традиционно присутствующих в каждом полиптихе, здесь находятся также
изображения, связанные с монашеским орденом, которым был заказан алтарь.
Это - Иероним, Григорий и Августин, а также святые, канонизированные незадолго
до создания алтаря: основатель ордена Доминик и Петр Мученик, не говоря
уже о Фоме Аквинском, который изображен с нимбом над головой, хотя к лику
святых причислен позднее, в 1323 году. При всем разнообразии связей и соотношений
фигур, составляющих полиптих, все они - звенья единого пропагандистского
замысла, направленного на распространение доминиканской идеологии. Например,
главным делом братьев-доминиканцев считалась проповедь, помогающая воплотить
в жизнь путь подражания Христу; тонкий намек на эту евангельскую миссию
ордена дает изображение свитков, пергаментов, книг (полускрытых драпировками
одеяний, наполовину и полностью развернутых, как испускающий лучи текст
в руках Фомы Аквинского, книг совсем малого размера, подобных той, что
держит Младенец), всего их в полиптихе - двадцать шесть. Интересное наблюдение
сделано Джоанной Кэнон по поводу иконографии произведения: «Программа не
носит повествовательный характер, она оригинальна, но при этом не идет
вразрез с ортодоксией, ясна, но вовсе не проста». Мастерство в передаче
пластики форм опирается у Симоне на приемы светотеневой моделировки, выработанные
Дуччо, а также на свой собственный опыт работы в Ассизи и сочетается здесь
с использованием мягко текущих линий и тончайших цвето-световых эффектов.
В трактовке света и сияющем колорите своей живописи Симоне претворяет язык
готического искусства, создавая новый тип соотношений между фигурами и
пространством, между пропорциями отдельных элементов и композиции в целом.
По мнению ряда специалистов, изображения Святого Доминика и Петра
Мученика следует приписать помощникам so художника. Но собственно атрибуция
тех или иных частей живописи самому Мартини либо кому-то из его окружения
становится сложной проблемой при изучении работ, вышедших из его мастерской
в Ор-вьето с 1320 по 1324 год.
ПолиптихДеталь:
Мария Магдалина, Святой Доминик и
Иоанн Креститель Национальный
музей, Пиза
2i.SU ©® 2015