Существует заметное стилистическое
сходство между ассизскими фресками Симоне и его картиной Святой Людовик
Тулузский коронует Роберта Неаполитанского, ныне хранящейся в Национальном
музее Каподимонте в Неаполе, а ранее принадлежавшей францисканскому монастырю
Сан Лоренцо Маджоре. Этот алтарь, написанный, вероятно, в 1317 году по
случаю канонизации епископа Тулузского, состоит из сцены коронации, вставленной
в раму с золотыми лилиями, и пределлы с пятью эпизодами из жизни
Святого. Иконография центральной композиции носит характер прославления,
поскольку изображена двойная коронация: Людовик передает земную корону
Неаполитанского королевства своему брату Роберту (сам он отказался от трона,
дав монашеский обет) и получает корону небесную, символ святости. С одной
стороны, Симоне акцентировал возвышенный духовный смысл этой сцены, с другой,
привлек внимание к событию, имевшему чисто политическое значение. В конечном
счете, сцена трактована как торжественное посвящение в рыцари, причем роскошь
костюмов, гербы Франции и обильное применение золота придают жестам придворного
этикета подчеркнутую значительность. Напротив, эпизоды пределлы, полные
реалистических подробностей, рассказаны с большей непосредственностью;
они напоминают цикл фресок, посвященных легенде о Святом Мартине. Болонья
скрупулезно исследовал композиции; описывая их, мы будем следовать его
интерпретации. Слева направо, в первой сцене, Людовик принимает титул епископа
Тулузского с условием, что ему будет позволено вступить во францисканский
орден. Это конфиденциальное событие происходило в декабре 1296 года в Риме
в присутствии папы Бонифация VIII. Отец Людовика, Карл II, стремился получить
для сына епископство Тулузское, чтобы тем самым обеспечить себе прямой
контроль над этой областью, особо важной для короля Франции Филиппа Красивого.
А кто мог лучше служить ему в этом деле, чем собственный сын? Однако следуя
примеру Святого Франциска, Людовик уже отрекся от престола и вовсе не намеревался
быть пешкой в политической игре, противоречившей его духовным устремлениям;
Поэтому в обмен на исполнение некоторых церковных обязанностей (которые,
кстати, мало имели отношения к религии), он просил разрешения вступить
во францисканский орден. В следующем эпизоде Людовик публично принимает
монашеский обет и посвящение в епископы: это произошло пятого февраля 1297
года по секретному соглашению между папой Бонифацием и Святым. В третьей
сцене, как и в предыдущих, обосновывается факт канонизации Людовика в 1308
году: показано, как с величайшей скромностью Святой епископ прислуживает
голодным беднякам. Эти сцены, прославляющие смирение Людовика, тесно связаны
с темой коронации короля Роберта в центральной части алтаря. Он смиренен,
поскольку отказался от престола, он проявляет смирение и в присутствии
Бонифация VIII, и в любой момент своей повседневной жизни. Истина, однако,
состояла в ином: Людовик был не только смиренен, но и беден - как Святой
Франциск, как непопулярные спиритуалы, и как не мог быть беден королевский
сын, к тому же епископ, недавно возведенный в сан святого. По воле
Святой
Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского Деталь: Пределла Святой
Людовик Тулузский коронует Роберта
Неаполитанского 200
х 138 см Национальный
музей Каподимонте, Неаполь
заказчиков алтаря (Роберта Неаполитанского, Марии Венгерской или других членов королевской семьи) Симоне затушевал эту столь неудобную для них добродетель Святого, прославляя другую, не менее значимую с точки зрения духовной жизни и вместе с тем безобидную в плане политическом: Людовик подражает смирению Христа, а не его бедности. За сценой Отпевания Святого Людовика, представленной в виде великолепной церемонии, достойной прелата такого ранга (в действительности же она была исключительно скромной), следует завершающая композиция, где изображено Чудо с младенцем. Мужчина со статуэткой Святого Людовика в руках молит о помощи, и его умерший ребенок чудесным образом воскресает. По характеру повествования и иконографии, связанной со смертью младенца, композиция напоминает эпизоды алтаря Блаженного Агостино Новелло. Пространственное построение центральной части и пределлы алтаря свидетельствует о сознательной разработке художником приемов, характерных для Джотто, уже использованных им во фресках капеллы Сан Мартино в Ассизи. Передача драпировок, образуемых ризой, львиных ножек складного стула, полускрытых ведущим к нему уступом, геометрического узора ковра, а также аркад лоджий и затененных частей изображения -все это результат пристального изучения Симоне явлений перспективы. Здесь обнаруживается зрелость его подхода к воспроизведению пространства и фигур.
2i.SU ©® 2015