2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ И СИМОНЕ МАРТИНИ

СИМОНЕ И СИЕНСКАЯ КОММУНА:
СЛАВА МАСТЕРА РАСТЕТ

Разгадка формирования искусства Симоне приводит нас от ранних произведений, хотя и приписываемых ему с достаточной вероятностью, но все же лишь на основе стилистических данных, к документально засвидетельствованному факту: Маэста в Палаццо Пубблико - первая из бесспорных авторских работ мастера. Фреска написана на стене в глубине зала Маппамондо. Ее обрамление декорировано двадцатью медальонами с изображением Благословляющего Христа, пророков и евангелистов (по углам, каждый с соответствующим символом), а также щитами с гербами Сиены (черно-белый штандарт) и ее граждан (лев, стоящий на задних лапах). Вокруг восседающей на троне в центре композиции Мадонны с Младенцем представлен сонм ангелов, святых и апостолов. Слева от трона, украшенного с ювелирной тщательностью, - Екатерина Александрийская, Иоанн Евангелист, Мария Магдалина, архангел Гавриил и Святой Павел; справа почти идентичным

образом расположены Святая Варвара, Иоанн Креститель, Святая Агнеса, архангел Михаил и Святой Петр. Внизу четыре коленопреклоненных святых покровителя Сиены - Ансанус, епископ Савин, Крещенций и Виктор - изображены рядом с двумя ангелами, протягивающими Марии розы и лилии. Сцену, развертывающуюся на темно-синем фоне, венчает балдахин из красного шелка, который символически поддерживают Павел, Иоанн Евангелист, Иоанн Креститель и Петр. На обрамлении в нижней части фрески сохранились остатки надписи, которая может быть прочитана так: «Mille trecento 12 quindici era volto/E Delia avia ogni bel fiore spinto/ Et Juno gia gridava: I'mi rivolto!/Siena a man di Simone m'ha dipinto» (1315 год совершил свой пово-рот/Делия раскрыла прекрасные цветы/И Юнона воскликнула: Я возвращаюсь!/Рукой Симоне Сиена изобразила меня). Упомянутый здесь художник, несомненно, Мартини, что же касается даты - это вопрос спорный: одни считают, что речь идет об июне 1315 года, другие - об июне следующего, ибо 1315 год уже прошел, Делия (Весна) вновь все привела в цветение, и Юнона, которой посвящен месяц июнь, собирается явить свою вторую половину. Одну из самых значительных новаций стиля Симоне составляет идея трехмерного пространства. Поддерживающие балдахин столбы показаны в перспективе, что придает композиции ощущение глубины. Под балдахином собрано тридцать фигур, изображенных не в виде процессии, параллельными рядами, но переданных в конкретных пространственных поворотах с разнообразными жестами. Симоне определенно обнаружил здесь знакомство с перспективными построениями, примененными Джотто во фресках в Ассизи. Это знание могло прийти к художнику и опосредованно, через произведения Мастера Фильйне или Меммо ди Филиппуччо. Мартини переработал также мотивы французского искусства (усвоение их - вовсе не обязательно результат путешествия, художнику достаточно было видеть миниатюры, изделия из слоновой кости, ювелирные украшения). Трон с остроугольным завершением, драгоценная орнаментация одеяний и сияние золота придают всей сцене едва уловимый оттенок светскости. К тому же Симоне внес нечто новое в сам подход к живописи, не просто расписывая стену, а надрезая ее, делая насечки, вставляя цветные стекла, уплотняя ее поверхность, используя насыщенный, сияющий колорит. Мастер охотно прибегал к разнообразным материалам, вроде олова или стекла, - всему тому, что не было связано с традиционной техникой живописи темперой или минеральными красками. Лучано Беллози недавно высказал предположение, что Мартини многим обязан работе сиенских ювелиров. В готической сложности форм, сверкании поверхностей фрески, несомненно, сказались впечатления Симоне от изделий ювелиров, работавших с драгоценными металлами в новой технике просвечивающих эмалей. Это стремление художника к усовершенствованию средств выражения, применение им изощренных технических приемов создают поразительный эффект. Как заметил Алессандро Баньоли, свитки, которые держат Младенец и Святой Иероним, сделаны из бумаги (не из пергамента), а слова написаны на них настоящими чернилами. В 1321 году Симоне Мартини реставрировал со своими помощниками фреску, переписав некоторые детали, которые начали разрушаться: лица Марии, Младенца, ангелов и святых покровителей Ансануса и Крещенция. Два различных периода работы Симоне над Маэста имеют существенное значение для нашего представления об эволюции его искусства. Реставрированные части отличаются от ранее написанных более выраженной линеарностью, более прозрачным колоритом, в них ясней прочитывается понимание мастером задач своей живописи. Не следует забывать того, что между первым и вторым этапами работы Симоне побывал в Ассизи. Более того, во время недавней реставрации в нижней зоне росписи (на высоте около четырех метров от пола, примерно на уровне бедер коленопреклоненных святых) была обнаружена демаркационная линия,



 Маэста763х970 см

Палаццо Пубблико, Сиена

 Липпо Мемми

МаэстаПалаццо Пубблико, Сан Джиминьяно


за которой меняется цветовая тональность. Поскольку она не выглядит просто границей, отделяющей один день работы над фреской от другого, Баньоли высказал предположение, что в исполнении росписи имел место краткий перерыв (отметим неполное слияние ее с intonaco - верхним слоем штукатурки, вероятно, вследствие того, что работа велась в разное время). Следовательно, даже первый вариант Маэста распадается на два момента исполнения. Можно лишь гадать, где был Симоне, пока фигуры святых ожидали своего завершения,

 МаэстаДеталь левой части композиции

 МаэстаДеталь правой части композиции



о повелении) он был оторван от столь важной работы. Вероятно, художник ездил в Ассизи, где измерял поверхность стен в капелле Сан Мартино, продумывая компоновку сцен или даже нанося первые синопии. На ступенях трона в Маэста написаны стихи на итальянском языке в размере терцин, как Божественная комедия Данте. Они объясняют значение изображенного: Мадонна обращается к Совету Девяти, заказавшему фреску, увещевая его управлять с уважением к моральным и религиозным принципам, поддерживая согласие и справедливость. Миру в городе постоянно угрожала борьба между двумя враждующими фракциями, возглавляемыми Толомеи и Салим-бени. И Мария решительно осуждает их: «Li angelichi fiorecd, rose e gigli,/0nde s'adoma lo celeste prato./Non mi dilettan piu ch'e'buon consigli./Ma taloi veggio chi per proprio stato/Dispreza me e la mia terra mganna;/E quando paria peggio e piu lodato;/Guardi ciascun cut questo dir condaima./Responsio Virginis ac dicta santorum:/Duecti miei, ponete nelle menti/Che li devod vostri preghi onesd/Come vorrete voi far6 con-tend,/Ma se i potend a' debil fien molesd/Gravando loro con vergogna о danni,/Le vostre orazion non son



 Маэста

Деталь: Мадонна с Младенцем на троне

 Маэста

Деталь: Медальон с изображением Святого Григория

Маэста

Деталь: Медальон с аллегорией Ветхого и Нового Заветов

 МаэстаДетали Медальон с изображением Мадонны, Младенца и ангелов

(Ангельские цветы, розы и лилии, которыми украшен небесный луг, радуют меня меньше, чем праведные дела. Но подчас вижу людей, презирающих меня и предающих мою землю: и чем худшее они говорят, тем выше превозносимы. Подумайте каждый, кто из вас достоин такого обвинения. [Далее следует] ответ Мадонны молящимся ей святым'. Возлюбленные мои, помните, что благочестивые молитвы, с которыми обращаетесь ко мне, будут услышаны; но если сильных мира сего одолевают слабости, отягощая их грехом и позором, тогда молитвы ваши не помогут этим людям, не помогут тем, кто предает мою землю.) Иконографический мотив, лежащий в основе композиции, - прославление Мадонны. Мария является покровительницей Сиены, а четыре святых патрона города - ее посредниками. Не случайно фреска написана в зале, где правительство решало вопросы благоденствия коммуны: Девять выступали в качестве высочайшего представительства граждан, и именно на них должно было прежде всего простираться божественное покровительство. Политический подтекст в трактовке религиозного сюжета не был непривычным для сиенцев, ведь в Маэста Дуччо, с триумфом перенесенной в собор в 1311 году, можно видеть тех же святых патронов и мотив молитвы, обращенной к Марии, ту же внутреннюю целеустремленность, что и у Симоне, но выраженную более завуалированно. Напротив, в композиции Мартини гражданское и светское содержание обретает полноту воплощения: священное присутствует здесь в некоем двойственном измерении, небесный двор становится высшим прославлением мирского, реального двора. Общественный идеал Симоне, «придворный» и аристократический, полностью отвечал вкусам его заказчиков. Маэста заключает в себе религиозное и светское начала, аристократический облик ее персонажей отражает элитарное понимание религии.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru