К этому периоду творчества, отмеченному сильным воздействием Мантеньи, можно отнести немало капитальных произведений Беллини, например, Распятие, ранее находившееся в венецианской церкви Сан Сальваторе, а ныне хранящееся в музее Коррер, о датировке которого идут споры - исполнено ли
оно
до или после Преображения из коллекции того же музея. Экспрессивно-напряженные
формы и тщательная передача деталей - черты, очень рано появившиеся в искусстве
Джованни. Вот почему наиболее вероятно, что картина была исполнена между
1455 и 1460 годами, когда Андреа находился в Венеции. Пейзаж, которому
отведено в картине значительное пространство, не воспринят, однако, как
единое целое, но выстроен из отдельных кусочков, по образцу живописи Якопо
Беллини, еще готической по своему характеру. Фигуры - тонкие, с заостренными
силуэтами; суровая патетика страдания, словно изваянного в полуоткрытых
ртах и костистых телах, отражается в линиях каменистого пейзажа. Все это
заставило Кавальказелле (а вслед за ним Бурхардта и Л, Вентури) приписать
эту маленькую картину на дереве феррарцу Эрколе деТоберти. Морелли (1886)
первым признал в ней раннее произведение Беллини, благодаря эмоциональному
созвучию человека и природы и стремлению - хотя еще робкому - передать
воздушную атмосферу. В Преображении, хранящемся, как уже было сказано,
в том же музее Коррер в Венеции, композиция изображает Илью и Моисея на
горе Фавор по сторонам от Христа, а внизу - пораженных случившимся Апостолов
Петра, Иакова и Иоанна, в соответствии с иконографией, предлагаемой синоптическими
Евангелиями. Картина долгое время считалась работой
Распятие. Детали(1,2)
Распятие54,5
x 30 см Венеция,
Музей Коррер
Мантеньи (чья апокрифическая
подпись видна внизу справа), столь близки были в тот период искусство Джованни
и живопись его шурина. Композиция строится на восходящем, словно по уступам,
движении, завершающемся фигурой Христа в жемчужно-белом одеянии. Плечи
и головы персонажей показаны в очень сильном ракурсе (сказалось воздействие
необыкновенного дара Мантеньи в области перспективных построений), но фрагмент
пейзажа слева уже исполнен волнующего реализма. Вторая и последняя версия
темы Преображения, значительно более поздняя, хранится в музее Капо-димонте
в Неаполе. Она подписана Joannes Belli/nus me pinxit и датируется 1490-1495
годами. Для нее характерна подчеркнутая геометричность складок одеяний,
кажущихся шелковыми благодаря переливам цвета. Для понимания взаимоотношений
между двумя художниками и влияния, оказанного на Джованни Ман-теньей, фундаментальным
произведением является
Преображение.
Деталь
Преображение134х68
см Венеция, Музей
Коррер
Моление о чаше
из Национальной галереи в Лондоне. Оно очень схоже с композицией на аналогичный
сюжет, написанной Андреа в 1459 году, возможно, для Джакомо Марчелло, и
также находящейся в Национальной галерее в Лондоне. Оба произведения долгое
время приписывались Мантенье. В картине царит мертвенно-застылая, словно
разреженная атмосфера. В суровом, лишенном растительности пейзаже сохраняется
еще нечто от силы и непосредственности чувства, характерных для живописи
примитивов (и действительно, большая часть пейзажного фона заимствована
у Якопо Беллини, о чем свидетельствует его рисунок из лондонской записной
книжки). Все в этой сцене как бы недвижимо. Если оставить в стороне повышенную
эмоциональную напряженность, кстати, весьма далекую от безудержности мантеньевской
экспрессии, то все же очевидно, что драматический характер трактовки этой
темы каждым из художников различен: жесткий и будто чеканный в контрастах
глухих эмалево-гладких красок у Мантеньи, более лиричный и полный смирения
- у Джованни Беллини. С исключительной яркостью сопоставить индивидуальности
двух мастеров позволяют картины на тему Принесения во храм, написанные
Джованни и Андреа и хранящиеся в Галерее Кверини-Стампа-лья в Венеции (Беллини)
и в Государственных музеях в Берлине (Мантенья). Они идентичны по композиции
и изображают тех же персонажей: на первом плане облокотившаяся на мраморный
парапет Мадонна, держащая спеленутого младенца Христа, и старый священник
с орлиным профилем, протягивающий к нему руки. Присутствующие при этой
сцене персонажи по сторонам от них и в центре картины идентифицируются
как Якопо Беллини (старик в центре) и Николозия и Андреа, видимо, недавно
поженившиеся (молодые люди по краям композиции, чьи лица обращены влево).
В картине Беллини появляются еще две фигуры, которых критики предлагают
считать изображениями самого Джованни и его матери Анны. Первой была исполнена,
по-видимому, картина Мантеньи: об этом говорит строгое обрамление, держащее
композицию в нерушимых границах, вдохновленный образами Донателло младенец,
стоящий на парапете и являющийся мерилом глубины пространства, и даже сам
физический облик священника, похожего на персонажи Скварчоне, хорошо знакомые
Андреа. Принесение во храм Андреа Мантеньи замкнуто прямоугольной
рамой, неумолимой преградой, отдаляющей изображенных персонажей от зрителя.
Они обрисованы с графической четкостью, подчеркивающей самоценность каждой
фигуры, так что их бытие воспринимается как вечное, приобретает абсолютный
характер. Этой архитектонической незыблемости и строгости словно высеченных
из мрамора форм Джованни, благодаря некоторым, на первый взгляд, незначительным,
но на самом деле существенным изменениям, противопоставил
Моление
о чаше 81 х 127
см Лондон, Национальная
галерея
совершенно другой ритм: добавление двух персонажей сделало группу более динамичной, преобразив ее в маленькую человеческую толпу. Отказ от рамы или, лучше сказать, сведение ее к выступу из бледного пятнистого камня, похожему на церковный алтарь, уничтожает всякий барьер, доверительно вовлекая зрителя в изображенную сцену. Суровым, как скала, краскам Андреа, которыми написаны лица и тела,
камни и одеяния, Беллини ответил
необычайно чистой, гармонично согласованной игрой ясно чередующихся белых
и красных тонов. В критике нет единого мнения относительно датировки обеих
картин, но кажется невозможным представить, как это ранее предполагалось
в силу различных взглядов на приоритет композиционного замысла, что одну
от другой отделяет значительный промежуток времени. Ясность в проблему
могло бы внести знание того, по какому поводу они были исполнены, - безусловно,
неслучайному и почти наверняка связанному с каким-либо семейным событием,
которое эти семейные портреты должны В 1648 году Ридольфи упоминал о находившемся
в августинском монастыре Санто Стефано в Венецот «изображении Спасителя».
За исключением Морасси считающего, что речь идет о картине на дереве, ныне
хранящейся в швейцарской коллекции и датирующейся около 1500 года, исследователи
обычнг идентифицируют «изображение», виденное Ридольфи с Благословляющим
Христом из Лувра, исполненны» вскоре после 1460 года. С одной стороны,
Христа
еще связан с первыми произведениями мастера, отмеченными патетикой
чувств, которая вскоре исчезнет, чтобы уступить место возвышенной «классической»
меланхолии; с другой стороны, Беллиниграфизму и воздействию падуанского
постдонател-ловского искусства в целом концепцию света не только необычную,
но уже совершенно индивидуальную. Это - свет, чьи мертвенно-бледные полосы
прочерчивают облака, сообщая сцене драматизм и психологическую напряженность;
это - свет, обволакивающий фигуру Христа и придающий ему двойную харизму
- человеческого страдания и божественного символа, запечатлевая его, как
своего рода откровение, в вечном сиянии. За этим первым высоким проявлением
особого поэтического дара последует спустя несколько лет поразительная
Пъета
из пинакотеки Брера (Милан), одно из наиболее совершенных и программных
произведений художника. На парапете, над которым Мадонна и Иоанн поддерживают
фигуру Христа, написано: НАЕС FERE QUUM GEMITUS TURGEN-TIA LUMINA PROMANT/BELLINI
POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение
Джованни Беллини сможет исторгнуть слезы). Здесь цитируются слова из первой
книги Элегий Пропорция*, и, таким образом, надпись на картине свидетельствует
о теологической подготовке художника.
Андрея
Мантенья Моление
о чаше Лондон,
Национальная галерея
Фигуры, выделяющиеся на фоне бледного, как бы пригрезившегося, неба кажутся одинокими. Картина сохраняет сильное воздействие падуанского искусства: линии, словно выгравированные, подчиняют фигуры и жесты целям драматической экспрессии. Молчаливый диалог чувств в лицах отражается в игре рук. Пейзаж за фигурами, пустынный и металлический, с его прозрачными и холодными серыми тонами мучительного рассвета - символа возрождения, усиливает настроение печали, пронизывающее сцену. Быть может, это алтарь Санто в Падуе, исполненный Донателло, а может быть, еще раз произведения Мантеньи и нидерландских художников подвигли Джованни на путь скорбной, исполненной горечи патетики.
* Ты, что от стонов моих отвращаешь припухшие очи, - / помни:
соратник
и я ваших военных трудов. - Секст Пропорций. Элегии, кн. I, элегия
XXI, перевод Льва Остроумова.
Принесение
во храм 80 х 105 см Венеция, Галерея Кверини-Стампалья
Андреа Мантенья Принесение во храм Берлин-Далем, Картинная галерея
Принесение во храм
Деталь с предполагаемыми портретами
Джованни Беллини и Андреа Мантеньи
Благословляющий
Христос 58 х 44 см Париж, Лувр
Пьета36
х 107 см Милан,
Пинакотека Брера
Мадонна с Младенцем
78 х 54 см
Милан, Кастелло Сфорцеско
2i.SU ©® 2015