2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ И СИМОНЕ МАРТИНИ

СИМОНЕ И ТОСКАНА: РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО

 В написанной в Палаццо Пубблико Маэста («Величество») Симоне проявил себя уже зрелым мастером, выработавшим собственную живописную манеру и композиционные приемы. Это не расходится с известными нам фактами: Маэста выполнена художником в 1315 году в возрасте тридцати лет. Что он сделал до этого, неизвестно. Возможно, как позволяют судить произведения, недавно отнесенные к раннему периоду его творчества. Мартини работал в Сиене с самого начала XIV века, пройдя обучение в мастерской Дуччо.  После того как по поводу Мадонны с младенцем из Пинакотеки в Сиене (N 583) было высказано много различных предположений, Джульетта Келацци Дини наконец доказала, что это - самая ранняя из картин Симоне. В свое время она составляла центральную часть полиптиха (по краям композиции имеются отверстия для присоединения боковых крыльев). Атрибуция основана на стилистических наблюдениях: с одной стороны, картина тесно связана с живописью Дуччо, с другой, содержит черты, характерные для искусства Симоне. Мадонна смотрит на зрителя; строгий силуэт ее фигуры в плаще, образующем тонкий линейный узор, нежный и грустный взгляд - типичные приметы живописи Дуччо. Но наряду с этим присутствуют элементы нового:пластическая трактовка покрывала на голове Марии и игра света на нем (отметим сходство с фигурой 

Марии Магдалины из Маэста), живость позы Младенца, повернувшего голову к святому (который был написан на левой створке) и держащего руку своей матери, его округлое тельце, губы, завитки волос, совершенной формы уши, переданные с ясным чувством формы (типологически он близок к Младенцу, представленному между Святым Стефаном  и Владиславом Венгерским на фреске базилики в Ассизи). Интересна параллель с другой ранней работой мастера, открытой Карли и датированной им1311-1314 годами. Речь идет о Мадонне в Ораторио Сан Лоренцо ин Понте в Сан Джиминьяно, точней - о голове Мадонны, так как в 1413 году эта тречен-тистская фреска почти целиком была записана Ченни ди Франческо. Нетронутым осталось только лицо, благодаря легенде, согласно которой прекрасная его сохранность - это чудо, а потому, переделывая фреску, художник не решился изменить его. Несмотря на фрагментарное состояние, в котором дошла до нас фреска, верхняя часть плаща Марии, покрывало на ее голове, освещенные подбородок и щеки 

позволяют отметить сходство с Мадонной, хранящейся в сиенской Пинакотеке под N 583. Однако, по справедливому замечанию Келацци Дини, присущие последней архаические черты свидетельствуют, что она написана несколько ранее, чем фреска из Сан Джиминьяно - около 1308-1310 годов. К этому же периоду относится Мадонна Белла Мизерикордия (Мадонна Милосердие) из Вертине. Эта великолепная живопись темперой лишь недавно (и притом не единодушно) была приписана Симоне. В ней еще ясно различимо влияние Дуччо, особенно в выборе типов и трактовке поз персонажей, которых окутывает своим плащом Мария. Сказывается, однако, и дух нового искусства. Ощущение пространства между головами верующих, убедительная передача фигуры Марии (заламывающиеся складки платья не скрывают ее ног, она слегка наклонилась вперед, обнимая предстоящих ей) свидетельствуют о том, что от архаических приемов художник постепенно перешел к обновленным формам выражения. Впечатление богатого, драгоценного декора (столь ослепительное в Маэста) достигается здесь использованием золота, серебра, цветных камней и прозрачных лаков. Хотя вопрос об авторстве картины остается открытым, невозможно отрицать ее сходства в технических приемах и стилистике с Мадонной N 583

Мадонна делла Мизерикордия154 х 88 см

Национальная Пинакотека, Сиена

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru