2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ И СИМОНЕ МАРТИНИ

III. ГВИДОРИЧЧО

Более десяти лет назад знаменитая фреска Геидориччо да Фолъяно, всегда рассматривавшаяся как совершенный образец искусства Мартини, была приписана Гордоном Морэном художнику более позднего времени. Последовавшую за этим дискуссию подогрел тот факт, что внизу, под изображением Гвидориччо, была открыта очень красивая и, безусловно, исполненная ранее фреска (последнее ясно из того, что на нее наложен слой штукатурки, intonaco). Полемика продолжается до сих пор; обсуждается не только вопрос, правомерно ли приписывать исполнение Гвидориччо Мартини, - не менее важное место в дискуссии занимают интерпретация иконографии недавно открытой фрески и поиски имени достаточно одаренного художника, который мог бы ее написать. Приведем суждения наиболее крупных историков искусства: Зайдель и Беллози полагают, что на фреске представлено взятие Джункарико и она является работой Дуччо; по мнению Фругони и Редона, сам Мартини изобразил здесь завоевание Гвидориччо крепости Арчидоссо; в свою очередь, Бранди приписывает фреску Пьетро Лоренцетти, а Карли -Меммо ди Филиппуччо. Причина подобных разногласий в том, что гипотезы строятся в основном на стилистическом анализе. Конечно, такая несогласованность атрибуций может удивить и озадачить, тем более что каждый раз речь идет о ярко выраженных, отличных друг от друга индивидуальностях художников. Но для большей части публики, заваленной всякого рода информацией, публикуемой в массовой печати, так же как и для профессионалов, основная проблема состоит именно в том, чтобы найти собственную точку зрения. А как здесь не потерять ориентир, если даже выдающиеся ученые высказывают противоречивые суждения? И как пробраться сквозь нагромождения фактов, используемых в подтверждение то одной, то другой теории:

все эти биографии Гвидориччо, исследования

экспансионистской политики Сиены в XIV веке, штудии о реставрации фрески и ее технике, детальные экскурсы о топографии, геральдике или костюмах кондотьеров эпохи треченто. Специалисты, отрицающие авторство Симоне во фреске Гвидориччо да Фолъяно, высказали предположение, что она покрывает ранее выполненную роспись. Недавняя расчистка показала, что левая часть композиции, включая изображение крепости Монтемасси, была переписана в XV либо XVI веке. В свою очередь, исследование ультразвуком свидетельствует о том, что четыре взаимоперекрывающих слоя интонако имеются и с правой стороны

фрески, там, где на ее переднем плане виден военный лагерь. Иными словами, безмолвный пейзаж Гвидориччо, возможно, таит в себе более раннюю живопись. Однако чтобы прояснить этот вопрос, необходимо снять кусок обрамления по вертикали в правом углу фрески: таким образом мы могли бы

Гвидориччо да Фольяно Деталь: Город

 Гвидориччо да Фольяно Деталь: Кондотьер

с точностью определить порядок наложения интонако, а следовательно - выявить хронологическое соотношение между данной фреской и Битвой при Валъдикъяно, написанной в 1363 году Липпо Ванни в том же зале. Мало того, нужно удалить и небольшой участок росписи неба и посмотреть, не скрыто ли драгоценное сокровище за его сине-серым пространством.

Гвидориччо да Фольяно Деталь: Крепость

Гвидориччо да Фольяно Деталь: Военный лагерь

 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru