История Блаженного Агостино Новелло - свидетельство роста в городах Тосканы между серединой XIII и началом XIV века духа народной веры. Официально признанные церковью святые казались простым людям слишком далекими, духовно недосягаемыми и не могли в полной мере удовлетворить их религиозный пыл. Народ жаждал более реальных примеров святости, непосредственно связанных с обычной жизнью, подобных тем, что являл собой Франциск Ассизский. В результате, в качестве святых или блаженных были канонизированы горожане, широко известные своим милосердием или подвигами веры. Одной из таких фигур был Агостино Новелло. После блестящей карьеры как на светском, так и церковном поприще (изучал право в Болонском университете, стал личным советником короля Манфреда, сына Людовика II, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом) он отказался от общения с людьми и жил отшельником в Сан Леонардо аль Лаго, недалеко от Сиены. Когда в 1309 году Агостино умер, культ его начал распространяться так быстро, что братья по ордену решили объявить его святым покровителем города; августинцы надеялись обрести престиж и власть, воспользовавшись таким почитанием одного из членов своего ордена. Патроном Сиены Агостино, однако, не стал, хотя, судя по воздвигнутому ему впечатляющему надгробному памятнику, и в самом деле был предметом величайшего поклонения. Изыскания Макса Зайделя позволяют восстановить историю алтаря с изображением Блаженного Агостино Новелло и четырех явленных им чудес, бо Хранящийся теперь в Пинакотеке в Сиене, этот образ первоначально был помещен в церкви Сант'Аго-стино, возможно, над деревянным саркофагом с прахом Блаженного; вместе с посвященным Агостино алтарем они составляли памятник наподобие того, что двадцатью годами ранее Тино ди Камаино создал в пизанском соборе в честь Сан Раньери. Датировка алтаря весьма приблизительна. Можно предполагать, что он был закончен к 1324 году и уже украшал гробницу-алтарь во время торжественной службы, посвященной Блаженному Агостино, на которую Сиенская коммуна выделила большую сумму денег. Зрителю, во всяком случае в наши дни, иконография алтаря кажется простой, но при этом не слишком понятной. В обрамленной стрельчатой аркой центральной части представлен Агостино с нимбом святого, хотя он тогда еще не был канонизирован. Деревья, полуфигуры святых в медальонах, диалог Агостино с ангелом (не упомянутый ни в одном из его жизнеописаний) намекают на его отшельническую жизнь в Сан Леонардо аль Лаго. С другой стороны, Агостино показан еще достаточно молодым; в его руках красная книга - быть может, переработанные им Установления ордена; Сиена, в которой им совершаются чудеса, написана со множеством реалистических деталей. Все это призвано убедить, что в своем родном городе Агостино осуществлял и политическую, и религиозную миссии. По справедливому замечанию Зайделя, «status perfectissimus,
которого Агостино достиг в подражание Августину из Гиппоны, основан на равновесии между жизнью активной и созерцательной». Чудотворную силу Блаженного иллюстрируют четыре сцены в обрамлении полукруглых трехлопастных арок на боковых частях алтаря. Идея святости, подчеркнутая внезапным появлением крылатых ангелов, призвана тронуть религиозные чувства верующих. Жертвами в этих ужасных эпизодах выступают главным образом маленькие дети. Сцены строятся по принципу композиций ex-voto (выполненных по обету), соединяя в себе два момента: чудесное избавление от несчастья и следующую за ним благодарственную молитву. Архитектурным фоном служат общий вид
Сиены (Чудо с ребенком, на которого напал волк), вид ее узких улиц (Спасение мальчика, свалившегося с балкона)
и интерьера дома (Воскрешение младенца, выпавшего из люльки) - Сиена поистине становится одной из
участниц изображения. Но в Чуде с рыцарем, упавшим в пропасть вместо
ее центральных зданий введен пейзаж, по-видимому, сиенского контадо, с
его каменистыми холмами и крепостями вдали.
Алтарь
Блаженного Агостино Новелло 198х257
см Национальная
Пинакотека, Сиена
2i.SU ©® 2015