А. Г. Ухтомский вошел в историю русского искусства как мастер классической гравюры на меди. Он происходил из семьи священника и по традиции должен был пойти по стопам отца. Однако обнаружившиеся у юноши способности к рисованию определили дальнейший его жизненный путь. В 1795 г. он поступил в АХ и стал одним из самых способных учеников немецкого мастера И.-С. Клаубера. Член Парижской и Копенгагенской академий, Клаубер был приглашен в Россию специально для руководства граверным классом и воспитал целую плеяду замечательных мастеров, среди них - братья К. В. и И. В. Ческие, С. Ф. Галактионов и др. После организации в 1799 г. в Петербургской АХ граверно-ландшафтного класса все они были определены туда "по высочайшему повелению" в качестве граверов. Основной целью, которую в данном случае преследовали власти, было сосредоточение усилий лучших граверов на распространении видов российской столицы и великолепных резиденций - Павловска, Гатчины, Петергофа. Оригиналами для таких листов служила живопись Сем. Ф. Щедрина, который и был поставлен вместе с И.-С. Клаубером во главе граверно-ландшафтного класса. Ухтомский проработал под руководством Щедрина около двух лет. Лучшая из его гравюр - "Вид крепости города Павловска при лунном сиянии" (1800) показывает, как изменился характер резцовой гравюры на рубеже XVIII и XIX вв. по сравнению с работами предшествующего периода. Выполнявшиеся не с рисунков, а с живописных оригиналов, и сами гравюры стали теперь более живописными: мягче и сочнее проработана фактура поверхности, более нюансированы переходы от светлых участков композиции к темным.
В 1800 г. Ухтомский окончил АХ с аттестатом 1-й степени и званием классного художника, тогда же он был избран в "назначенные" за пейзажи пригородов Петербурга, выполненные по оригиналам Щедрина. После завершения учебы Ухтомский остается преподавать в граверном классе. В 1808 г. он получает звание академика за портреты четы Салтыковых с оригиналов М.-Ф. Квадаля. Однако из-за резко ухудшившегося зрения художнику пришлось отказаться от преподавания. С 1815 г. Ухтомский управлял печатной палатой в АХ, причем в 1821 г. был удостоен специальной золотой Демидовской медали за изобретение гравировальной машины. В 1817-31 гг. служил хранителем академической библиотеки, а с 1831-го вплоть до ухода в отставку в 1850 г. - хранителем музея АХ.
Все это время он много и продуктивно занимался гравированием. Обширное наследие мастера, насчитывающее более 180 работ, включает гравированные пейзажи и виды, архитектурные чертежи, портреты, книжные виньетки и иллюстрации, в том числе к атласам путешествий. Вызывает восхищение разнообразие сложных граверных техник, которыми свободно владел художник. Кроме классической резцовой гравюры, часто по офортной подготовке (виды Павловска, Гатчины, Петергофа с оригиналов Сем. Ф. Щедрина; портреты А. Д. Балашова, М. И. Платова, Д. П. Трощинского и др.), он гравировал акватинтой ("Посещение Санкт-Петербургской Публичной библиотеки императором Александром I", "Портрет царя Алексея Михайловича" и др.), карандашной манерой (портреты Александра I, Д. И. Хвостова, А. Л. Нарышкина, С. А. Тучкова 2-го и др.), пунктиром (портреты Ю. Ф. Лисянского, А И. Мусина-Пушкина, М. С. Воронцова, адмирала В. Я. Чичагова и др.). Использовал Ухтомский и комбинированные техники. В целом же отмеченное высоким художественным уровнем творчество Ухтомского знаменует один из последних периодов подъема, переживаемого русской классической гравюрой на меди в начале XIX в.
2i.SU ©® 2015