Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопро-фессионально и самобытно. В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков. В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью. В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки, "Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством. В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников.
С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг. Его картины - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте. В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого "Букета", 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники "размывки тушью по камню", небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" А. С. Пушкина (1936), "Анне Карениной" Л. Н. Толстого (1939) и "Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.
Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю - началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.
2i.SU ©® 2015