Образование В. А. Синайский получил в Одесском художественном училище (1913- 16), у живописца К. К. Констанди; затем он учился (с 1917 г.) в скульптурных классах Высшего художественного училища при АХ, у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева, а в 1921 г. перешел во вновь организованную мастерскую А. Т. Матвеева. Творческий метод Матвеева определил все дальнейшие поиски Синайского. В его искусстве традиции высокой классики приобретали современное звучание. Пластические образы, найденные в реальности, в процессе обобщения поэтически идеализировались. В замыслах Синайского сочетались правда жизни, гармония естественных форм и классически ясная завершенность композиций.
14 октября 1918 г. на Невском проспекте Петрограда был открыт памятник Ф. Лассалю (убран в середине 1930-х гг.), выполненный в гипсе молодым скульптором. Революционный пафос образа отражал тенденции нового искусства, тяготеющего к романтической символике. В трактовке замысла доминировало идеально-возвышенное начало, определившее монументальность, мощь пластических форм произведения. Работая над памятником немецкому физику В. К. Рентгену (установлен в 1929 г. на улице, носящей его имя, в Ленинграде), Синайский сфокусировал внимание на раскрытии творческой личности ученого. Спокойная сдержанность позы, одухотворенный взгляд - в этом образе сочетаются единичное и общее, реальное и идеальное. Величественный силуэт памятника отличается благородством, гаромоничностью и редкой для портретного бюста монументальностью. Большую роль в цельности композиций скульптора играет строгая согласованность пропорций.
Синайский проявил себя и как блестящий мастер декоративного рельефа, в 1932-34 гг. он много работал в области декоративной скульптуры для вновь строящихся архитектурных ансамблей Ленинграда. В станковой скульптуре Синайский создал статуи "Осоавиахимовец" (1932), "Молодой рабочий" (1937), которые были признаны одними из лучших в советской скульптуре тех лет. Светлое, созидательное начало этих образов было близко поэтике фильмов 1930-х гг. Духовная сила, ум, доброта подчеркнуты в скульптурных портретах ученых - профессора М. И. Аринкина (1947), академика П. Л. Чебышева( 1953-55).
В 1959 г. Синайский завершил два памятника для Ленинграда - Н. А. Добролюбову и Ф. И. Шубину (архитектор С. Б. Сперанский). В них ясность и завершенность композиции сочетается с этюдной непосредственностью, живостью образов.
Вторым призванием Синайского стала педагогическая работа. Начав с должности ассистента в мастерской А. Т. Матвеева(1921-22), он около тридцати лет (1921-51) был преподавателем, а затем профессором скульптурного факультета ИЖСА; в 1951-65 гг. преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. За эти годы он воспитал многих талантливых скульпторов - М. К Аникушина, Н. С. Кочукова, И. А Венкову,В. Л. Рыбако,М. Р. Габеидр.
2i.SU ©® 2015