2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

РОДЧЕНКО Александр Михайлович

1891, Петербург - 1956, Москва

Среди новаторов, ставивших в 1910- 20-х гг. перед русским искусством небывалые цели, А.М.Родченко был одним из самых решительных и последовательных. Учился он в Казанской художественной школе (1910-14) и недолго-в СХПУ в Москве (1914). От символистских увлечений юности перешел к футуризму, выставлял беспредметную геометрическую живопись на выставке "Магазин" (1916). Затем от абстракции ушел к искусству производственному, активно строящему новые формы жизни. Живопись им отрицалась вовсе: зачем изображать, если можно вмешиваться в саму реальность, делать ее воплощением своих идеалов и стремлений? Друг В. В. Маяковского, Родченко выполнял жесткой чертежной графикой яркие цветные рекламы с его стихами, создал обложки книг - стихотворных и технических, тоже похожие на конструктивистские рекламные плакаты. Он проектировал газетные киоски, делал выразительные надписи для экрана немого кино. Поэма Маяковского "Про это" была издана в 1923 г. с фотомонтажными иллюстрациями Родченко, передающими не сюжет, а гротескные метафоры поэта. От монтажа чужих фотографий Родченко перешел к собственным: один из крупнейших мировых фотографов своего времени, он искал небывалые ракурсы, вырабатывал экспрессивное, острое видение мира. Им изобретались строгие, рационализированные формы мебели; для Международной выставки декоративного искусства в Париже Родченко создал интерьер рабочего клуба (1925). Формы искусства всеми средствами сближались у него с формами техническими - в этом залог преодоления традиционного прикладничества, воплощения рационального, энергичного и конструктивного, отождествлявшегося с революционными идеалами духа нового времени.

В 1930-х гг., когда эти жесткие конструктивистские установки теряют почву, Родченко продолжал работать как фотограф, оформлял и монтировал многочисленные фотоальбомы и тематические номера иллюстрированного журнала "СССР на стройке" (1933-41). В 1940-50-х гг. новаторское в своей основе искусство Родченко отторгалось традиционалистской официальной эстетикой. Вытесненный из художественной жизни, он продолжал работать для себя, возвратился к экспериментальной по характеру живописи.

 


Композиция (Побеждающее Красное). 1918. Масло

Беспредметная композиция № 65. 1918. Из серии "Концентрация цвета и форм". Масло

И это стоит столетья... Иллюстрация к поэме В. В. Маяковского "Про это". 1923. Фотомонтаж на бумаге, наклейка, черная и красная тушь, розовая бумага

Рекламный плакат для Моссельпрома. 1923. Цветная литография

Рекламный плакат для Резинотреста. 1923. Цветная литография

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru