2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

РЕРИХ Николай Константинович

1874, Петербург - 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Н. К. Рерих родился в семье известного нотариуса. Детские годы будущего художника прошли в имении Извара (под Петербургом), принадлежавшем его матери. Здесь в возрасте девяти лет он участвовал в раскопках старинных курганов, которыми руководил археолог Л. К. Ивановский. В 1891-93 гг. брал уроки рисования у М. О. Микешина. После окончания гимназии в 1893 г. Рерих поступил одновременно в Петербургский университет и в АХ. В университете по настоянию отца он занимался на юридическом факультете. В АХ работал в мастерской известного пейзажиста А. И. Куинджи. Еще в студенческие годы Рерих обратился в своем творчестве к историческим темам, к "сюжетам археологического содержания". В 1897 г. он окончил АХ, получив звание художника за картину "Гонец. Восстал род на род". Это произведение, в котором выразилась горячая любовь Рериха к русской истории и природе, сразу привлекло к себе внимание художественной общественности, было высоко оценено критикой. П. М. Третьяков приобрел полотно в свою коллекцию.

Одновременно Рерих занимался научной деятельностью. Он производил раскопки, читал лекции в Петербургском археологическом институте, опубликовал ряд трудов по археологии Петербургской губернии. В 1899 г. предпринял путешествие по древнему водному пути "из варяг в греки". Научные и художественные интересы Рериха находились в тесном взаимодействии. "Гонец" был первой картиной из задуманного художником цикла "Начало Руси. Славяне". К нему также принадлежали полотна "Идолы" и "Заморские гости", написанные за границей в 1900-01 гг. Рерих продолжил художественное образование в Париже, в академии Ф. Кормона. Его новые работы примыкали к тому же циклу: "Зловещие" (1901), "Город строят" (1902). В 1903-04 гг. художник совершил ряд поездок по городам России с целью изучения древнерусского и народного искусства. Их результатом стала серия выразительных пейзажных этюдов: "Ростов Великий" (1903), "Псковский погост" (1904) и др. Но не только русская старина привлекала Р ериха. Со второй половины 1900-х гг. он обращался в своих произведениях и к каменному веку, и к образам скандинавского эпоса, и к легендам Востока. Его неизменно привлекали древние, архаические культуры. Творчество Рериха в этот период было близко идеям символизма. Таинственность и мистицизм отличают пейзажи художника; предчувствием мировых катаклизмов отмечены такие полотна, как "Заклятие земное" (1907), "Небесный бой" (1912), "Град обреченный", "Крик змия" (оба 1914), "Знамение" (1915) и др. В эти же годы изменилась и живописная техника мастера. От масляной живописи он перешел к темпере, начал использовать цветные грунты. Это придавало большую цветовую звучность и подчеркнутую декоративность его полотнам.

Многогранная деятельность Рериха включала не только живопись. В качестве театрального художника он участвовал в знаменитых дягилевских "Русских сезонах" в Париже. Декорации Рериха к "Половецким пляскам" из оперы А. П. Бородина "Князь Игорь" (1909) поразили парижскую публику. Всего в дореволюционные годы художником было оформлено более 10 спектаклей. В их числе опера Н. А. Римского-Корсако-ва "Снегурочка", балет И. Ф. Стравинского "Весна священная", пьесы М. Метерлинка "Принцесса Малэн" и "Сестра Беатриса", драма Г. Ибсена "Пер Гюнт". Еще в станковых произведениях Рерих проявил интерес к религиозным сюжетам, показал превосходное знание древнерусского искусства. Не удивительно, что многие его монументальные работы предназначались для церкви. К 1911 г. относится самая известная из них- роспись апсиды и мозаика над входом в церковь Святого Духа в Талашкине, имении М. К. Тенишевой. Из монументальных произведений необходимо отметить "Богатырский фриз" (1910) д ля столовой дома Ф. Г. Бажанова в Петербурге. Он состоял из семи отдельных панно с изображениями былинных богатырей - Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Вольги и др. Большие декоративные панно художника должны были украшать и здание Казанского вокзала в Москве, но эти планы не осуществились.

Рерих занимался и литературным творчеством, писал сказки, стихи, притчи. Многие из них представляют собой как бы литературную параллель его живописным полотнам. Художник принимал также самое деятельное участие в художественной жизни тех лет. Он был членом СРХ. В 1910 г. был избран председателем объединения "Мир искусства" и пробыл на этом посту до 1915 г. С 1901 г. Рерих занимал место секретаря ОПХ. В 1906-16 гг. заведовал Рисовальной школой при ОПХ. Он организовал при школе музей, обновил преподавательский состав, задумывал полную реорганизацию процесса обучения.

В 1916 г., в связи с тяжелой болезнью, Рерих с семьей покинул Петроград и поселился в Карелии, в городе Сердоболе (ныне Сортавала), в 1918 г. эта территория оказалась отрезанной от России. В 1918-19 гг. художник жил в Выборге. В это время его персональные выставки прошли в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Англии. В 1919 г. в лондонском театре "Ковент Гарден" Рерих оформил несколько спектаклей, в том числе оперу "Князь Игорь". В 1920-23 гг. художник с огромным успехом совершил большое выставочное турне по городам США. В Чикаго в его декорациях была поставлена опера "Снегурочка". В Америке в 1920 г. Рерих организовал международный союз художников "Кор Арденс". В 1921 г. в Нью-Йорке основал Институт объединенных искусств (с 1922 г. художественный центр "Корона Мунди"), в котором были отделения не только изобразительного искусства, но и музыки, танца, детского творчества. В 1923 г. в Нью-Йорке был создан Музей имени Рериха, основу которого составили неско лько сотен произведений художника. Не оставлял Рерих и живопись, много занимался пейзажем, возвращался к теме русской истории.

В 1923 г. он вернулся в Европу. Однако еще с 1910 г. художника привлекала Индия, в которой он видел колыбель человеческой цивилизации. Тогда же был разработан подробный план путешествия. Теперь у семьи Рерихов появились возможности для его реализации. В 1923-28 гг. состоялась большая азиатская экспедиция Рериха, в которой также принимали участие жена художника и его сыновья. Целью экспедиции было исследование "таинственных областей Азии". Путешественники посетили труднодоступные районы Северной Индии, Монголии, Китая, Тибета, Среднюю Азию, Алтай, Забайкалье. Ими был собран уникальный научный материал по археологии, лингвистике, этнографии, истории, искусству. Эта работа была продолжена и в период второй экспедиции по Азии, в 1934-35 гг. За время путешествия художник создал около 500 пейзажей и картин по мотивам восточных легенд. С 1928 г. Рерих с семьей поселился в долине Кулу в Индии. В их доме бывали выдающиеся индийские общественные деятели Мохандас Г анди, Джавахарлал Неру, поэт и мыслитель Рабиндранат Тагор. В долине Кулу Рерих основал Институт гималайских научных исследований "Урусвати" для обработки материалов экспедиций, изучения восточной философии. Много внимания Рерих уделял познанию буддизма и других мировых религий. Его религиозно-философские воззрения нашли отражение и в творчестве, в частности в живописном цикле "Учители Востока" (1930-е). Индийцы называли Рериха почетным именем "гуру" - "учитель". Страстные выступления его в защиту моральных, культурных и иных общечеловеческих ценностей на страницах мировой прессы сделали авторитет художника невероятно высоким не только в Индии, но и в других странах. В 1935 г. по всему миру насчитывалось более 80 обществ имени Рериха. По его инициативе в 1929 г. был разработан международный пакт об охране культурных ценностей, получивший название "Пакт Рериха". Именно он лег в основу заключительного акта Международной конвенции о защите культурных ценностей, подписанного в Гааге в 1954 г.

В 1947 г. Рерих готовился к возвращению в Россию, однако увидеть родные края художнику так и не довелось: он скончался в конце года от тяжелой болезни сердца. Согласно индийскому обычаю его тело было сожжено, а пепел развеян с вершины высокой горы. По завещанию художника, несколько сотен его произведений переданы на родину.

 


Славяне на Днепре. 1905. Темпера

Зловещие. 1901. Масло

Заморские гости. 1901. Масло

В монастыре. Эскиз декораций к пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса". 1914. Темпера

Небесный бой. 1912. Масло

Красные кони. 1925. Масло

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru