Тяга к искусству - живописи и театру - возникла у И. М. Рабиновича в детстве, во многом под влиянием отца, ремесленника-живописца. Учился Рабинович-младший в Киевском художественном училище (1906- 12), затем занимался в студии А. А. Мурашко (1912-15). Еще в годы учебы он пробовал оформлять спектакли и окончательно утвердился в желании стать театральным художником, а в 1919 г. создал декорации к постановке "Фуэнте Овехуна" по пьесе Лоне де Веги. Год спустя Рабинович переехал в Москву, где с большим успехом работал в разных театрах. Вершиной его творчества явилось оформление "Лисистраты" Аристофана (1923), поставленной В. И. Немировичем-Данченко на сцене Музыкальной студии МХАТа. Восторженно встреченное современниками и быстро ставшее хрестоматийным, оно вместе с тем разительно опережало свое время по характеру образности и принципам пространственного решения, прямо предвосхищая достижения русской сценографии 1970-80-х гг. Не удивительно, что смелое новаторство художника в полной мере было оценено лишь полвека спустя.
Ничего подобного "Лисистрате" Рабиновичу уже не удалось сделать, хотя он работал очень активно, дарование его не скудело, а мастерство росло. Среди его работ было немало превосходных, по праву вошедших в сокровищницу отечественной сценографии:"Карменсита и солдат" Ж. Визе в музыкальной студии МХАТа (1924), "Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева (1927) в Большом театре, "Земля" П. Д. Маркиша в ГОСЕТе (1931), "Интервенция" Л. И. Славина (1933) в Театре им. Евг. Вахтангова и др. Сценографии Рабиновича присущи яркая зрелищность, сочетание условной архитектурно-объемной декорации с эмоциональной, декоративно насыщенной живописью. В послевоенные же годы в творчестве художника появились черты тяжеловесности и ложной монументальности, заметно отразившиеся на художественном уровне его работ.
2i.SU ©® 2015