Мечта стать художником книги родилась у С. М. Пожарского еще в детские годы. Учился он в частных студиях и недолго в Украинской АХ в Киеве, где успел воспользоваться уроками Г. И. Нарбута, прекрасного русского графика. Уже с 1921 г. Пожарский начал профессиональную работу, а в 1923 г. переехал в Петроград, где вскоре обрел репутацию одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки. Сначала он работал в русле петроградской школы, продолжавшей традиции "Мира искусства", но потом расширил круг средств - освоил гравюру на дереве.
В 1942 г. Пожарский перебрался в Москву, где снова быстро завоевал известность и авторитет. Его работы конца 1940-х и 1950-х гг. примечательны сочиненным им рукописным "романтическим" шрифтом, - эффектный, стремительный, украшенный росчерками и завитками, он удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего оформлял художник ("Лунный камень" У. Коллинза, 1947; "Избранное" Р.-Л. Стивенсона, 1956; Собрание сочинений Майна Рида, 1956).
В 1960-х гг. Пожарский принял активное участие в обновлении книжного искусства, не уступая в смелости поисков своим младшим товарищам. Он выработал новый, очень специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного содержания; он с изобретательностью и подчас парадоксальностью формировал сам комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент ("Ледовая книга" Ю. Смуула, 1969; "Драматические произведения Козьмы Пруткова", 1969; "Чудесные приключения Жоана Смельчака" Ж.-Г. Феррейры, 1970, изд. 1971).
2i.SU ©® 2015