2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

ПИМЕНОВ Степан Степанович

1784, Петербург - 1833, там же

Виднейший русский скульптор начала XIX в., С. С. Пименов родился в семье мелкого чиновника. Как и большинство русских художников его поколения, поступил в АХ в детском возрасте (1795). Учился в скульптурном классе у М. И. Козловского, влияние которого на его творчество было исключительно велико.

В 1802 г. Пименов получает малую золотую медаль за конкурсный проект надгробного памятника внезапно умершему Козловскому. Это одно из наиболее поэтичных произведений мемориальной пластики: изображена одинокая муза ваяния, погруженная в скорбную задумчивость.

Закончив в 1803 г. АХ, Пименов становится ее пенсионером и начинает активно работать как скульптор-монументалист. Для строящегося здания Казанского собора в Петербурге он создает статуи русских князей - святых Владимира и Александра Невского (отлиты в бронзе в 1807 г. под руководством В. П. Екимова). За эту работу скульптор получает звание академика. В 1809 г. архитектор А. В. Воронихин привлекает Пименова к созданию скульптурного оформления сооружаемого им здания Горного института. Из пары двухфигурных групп, установленных на площадке перед портиком, Пименовым выполнена группа "Геракл и Антей" (1809-11). Как повествует древнегреческий миф, Антей - царь Ливии, сын богини земли Геи, непобедимый великан - черпал свои силы при каждом прикосновении к земле. Гераклу удалось его победить, гигантским усилием оторвав от земли и тем лишив источника силы. Композиция группы строится на контрасте напряженной, но устойчивой фигуры Геракла и ослабевшей, но полной стра стного порыва фигуры Антея. Могучая пластика, эпическая мощь образов, обобщенность форм согласуются и с пластикой второй группы - "Похищение Прозерпины Плутоном", выполненной В. И. Демут-Малиновским, и с архитектурными формами всего здания в целом.

В качестве скульптурного убранства Адмиралтейства Пименовым были созданы не дошедшие до нас статуи "Нева", "Днепр", "Азия" и "Америка", а для верхней колоннады башни - скульптуры "Огонь", "Лето" и "Воздух" из пудосткого камня (в 1860 г. заменены вычеканенными из меди).

В 1809 г. Пименов был приглашен на Императорский фарфоровый завод в Петербурге, где проработал около двадцати лет и сложился как крупнейший мастер художественного фарфора. Осуществляя на заводе "надзор по скульптурной части", художник широко внедрил в практику использование фигурной скульптуры для украшения сервизных предметов, ваз и т. п. В замечательном десертном сервизе, получившем название "Гурьевский", пластические помпозиции представляют русских крестьян; это и одиночные фигуры, и группы в различных позах - коленопреклоненные, идущие, стоящие, танцующие. Ту же тему интерпретировал Пименов и в статуэтках жанрового характера ("Парень-водонос", "Девушка с коромыслом", обе 1812, и др.).

Конец 1810-х - начало 1820-х гг. - период сотрудничества Пименова с архитектором К. И. Росси, сумевшим собрать замечательный творческий коллектив художников-единомышленников. Пименов и Демут-Малиновский вошли в этот коллектив как основные его участники. Так, Пименов при реконструкции усадьбы Аничкова дворца выполнил фигуры воинов в древнерусских одеяниях для павильонов, установленных при въезде со стороны Невского проспекта. Далее вместе с Демут-Малиновским выполняются работы для дворцового ансамбля на Елагином острове и для Михайловского дворца (ныне здание ГРМ).

В это время складывается новое понимание синтеза искусств. Равноправие скульптуры и архитектуры, столь характерное для самого начала XIX в., было нарушено в пользу архитектуры, скульптуре отводилось подчиненное место, она играла более декоративную роль. Только в редких случаях скульптура обретала прежнюю мощь и силу выражения. Таким исключением стало пластическое убранство арки Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге, выполненное Пименовым и Демут-Малиновским. Арка явилась центром архитектурной композиции, она открывала проезд с Дворцовой площади на Морскую улицу и была задумана как триумфальный памятник победоносному завершению Отечественной войны. Венчает арку гигантская скульптурная группа - колесница с фигурой Славы, которую торжественно движет шестерка коней, ведомых под уздцы воинами в античных доспехах. Широкая расстановка фигур, их мерная поступь гармонично согласуются с ритмом архитектурных масс и огромной протяженностью всего здания, п олукружием охватывающего площадь. Пименовым была выполне на фигура крылатой Славы на колеснице, сама колесница и фигура воина, ведущего коня правой рукой. Кроме того, Пименов создал рельефные фигуры летящих Слав, трофеи над арками и в софитах арок, а также статую одного из воинов, стоящих между колоннами. Все скульптурные детали арки Главного штаба были вычеканены из листовой меди, это был первый опыт русских мастеров в создании сложной скульптуры из этого материала.

Продолжая сотрудничать с Росси, Пименов выполнил для построенного архитектором Александрийского театра квадригу Аполлона (установлена в 1832 г.), для здания Публичной библиотеки - статуи Платона и Гомера (1820-е).

Последняя значительная работа Пименова - скульптурное оформление Нарвских Триумфальных ворот (по проекту В. П. Стасова), выполненное совместно с В. И. Демут-Малиновским, П. К. Клодтом и другими скульпторами (1827-32). Пименов создал статую одного из витязей, стоящих на гранитных основаниях между колоннами,- старого воина. Волевая собранность, твердость, готовность к борьбе и одновременно величавое спокойствие характеризуют этот образ. Фигура крылатой Славы на колеснице, венчающей Нарвские ворота, также исполнена Пименовым. В отличие от спокойно-торжественной Славы на арке Главного штаба, этот образ полон экспрессии, целеустремленности. Данная в упругом движении, Слава как бы устремлена навстречу героям, приближающимся к воротам, весь ее образ полон эмоционального порыва, выражает состояние победного ликования.

В 1832 г. скульптор был несправедливо уволен из АХ по распоряжению Николая I, что лишило его возможности полноценно творчески работать и ускорило смерть.

 


Святой Владимир. Статуя в нише северного портика Казанского собора в Санкт-Петербурге. 1804-07, Бронза

Проект надгробного памятника М. И. Козловскому. 1802. Гипс

Старый воин. Статуя на главном фасаде арки Главного штаба. 1828. Листовая медь, выколотка

Колесница Славы на аттике Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. 1827-32. Листовая медь, выколотка. Фрагмент

Слава. Барельеф на главном фасаде арки Главного штаба. 1828. Гипс

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru