2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

МАТЮШИН Михаил Васильевич

1861, Нижний Новгород - 1934, Ленинград

В жизни и творчестве композитора, живописца, педагога и мыслителя М. В. Матюшина музыка и живопись постоянно соседствовали, взаимодействовали, взаимно обогащая друг друга, и породили своеобразную цвето-музыкальную теорию.

Он учился в Московской консерватории в 1876-81 гг., а с 1881 по 1913 г. был "первой скрипкой" императорского оркестра в Петербурге. В те же годы (1894-98) он занимался в Рисовальной школе при ОПХ, в 1903-05 гг. - в студии художника Я. Ф. Ционглинского и в 1906-08 гг. - в частной студии Е. Н. Званцевой.

В студии Ционглинского он познакомился с Е. Г. Гуро, своей будущей женой, единомышленницей, тоже многосторонне одаренным человеком. Вместе они основали издательство "Журавль", выпустившее до 1917 г. двадцать книг. Сблизившись с поэтами и художниками-футуристами Д. Д. и В. Д. Бурлю-ками, В. В. Каменским, В. В. Хлебниковым, Матюшин одновременно общается с писателями старшего поколения - В. И. Ивановым, А. М. Ремизовым, Ф. К Сологубом.

По инициативе Матюшина и Гуро в ноябре 1909 г. создано петербургское общество художников "Союз молодежи" (1910-14). На шести выставках общества было представлено, по существу, все многообразие течений современного авангарда. Сами же они в художественной жизни того времени являлись полюсом интуитивного, органического, синтетического, в противовес полюсу конструктивного, механического, аналитического московского авангарда.

В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. Это произвело переворот в его творческом сознании, все созданное Матюшиным впоследствии отражает и разрабатывает идеи, содержащиеся в трудах Успенского. "Союз молодежи" совместно с поэтическим объединением "Гилея", куда входили В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц, провозгласил учреждение нового футуристического театра "Будетлянин" и в декабре 1913 г. представил оперу Крученых "Победа над солнцем", музыку к которой написал Матюшин, а оформление выполнили Малевич и Крученых.

С 1914 г. Матюшин выступал как писатель, художественный критик и публицист. Он издал книгу А. Глеза и Ж. Метсенже "О кубизме", которая вызвала большой резонанс. В "Первом русском журнале русских футуристов" опубликовал статью "Футуризм в Петербурге". Создал музыкальные композиции "Дон-Кихот", "Осенний сон". В 1916 г. написал ряд "медитационных" пейзажей, в которых звучала тема встречи неба и земли: небо опускается на землю, а земля возносится в небо.

Матюшин-исследователь вошел в историю русского искусства как создатель оригинальной теории "расширенного смотрения", в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и времени. Разные аспекты этих проблем нашли отражение в статьях, докладах, лекциях Матюшина 1920-х гг.: "Опыт художника новой меры" (1912-26), "Наука в искусстве" (1926), "Опыт нового ощущения пространства" (1928), "Что такое органическая культура в искусстве" (1927-28).

Интенсивная научно-исследовательская деятельность Матюшина в 1920-х гг. неразрывно связана с педагогической практикой, сначала в мастерской пространственного реализма в петроградских ГСХМ, затем в отделе органической культуры в Гинхуке. Среди его учеников - Н. Гринберг, Е. М. Магарилл, Е. Хмелевская, О. Ваулина, В. И. Курдов и др. Они составили ядро "школы" Матюшина. Вместе с ними Матюшин, постоянно эксперементируя, добивался создания нового образа натуры на плоскости картины приучая глаз воспринимать каждую видимую деталь как часть огромного целого, взглядом "как руками, охватывать, как бы забегая глазами за предмет". Творчество, по определению Матюшина, есть не что иное, как "собранность интеллектуальных и физических способностей человека в одном усилии воли и толчка, порождающем наибольшую ценность из всего, что существо способно произвести". Такое понимание творческого процесса подвело Матюшина изучению законов физиологии человека. Опыты и наблюдения его "школы" велись в направлении взаимодействия "осязан ия, слуxa, зрения и мысли". Второй составляющей теории "расширенного смотрения" стало учение о трех взаимодействующих цветах, создающих ощущение гармонии в восприятии человека. Речь идет о том, что каждый основной цвет в нейтральном пространстве вокруг воссоздает в нашем восприятии второй цвет, контрастный основному, и вместе они создают третий, дополнительный. В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания "Букваря по цвету" - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах.

В 1923 г. "школа" Матюшина представила свои работы на "Выставке петроградских художников всех направлений" под девизом "Зорвед" (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его "школы". Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.

 


Портрет Е. Г. Гуро. 1910. Масло

I пейзаж со всех сторон. Сиверская. 1924. Акварель

Цветок человека. 1918. Акварель и цветные чернила

Стог. Лахта. 1921. Акварель

Движение в пространстве. 1922(?). Масло

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru