Сын художника академического направления, М. Г. Манизер воспринял и продолжил семейную традицию. Искусству он учился в школе при ЦУТР (1908-09), у В. Е. Савинского, затем в Рисовальной школе при ОПХ (1909-11) и, наконец, в АХ (1911-16), у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. Отточенный, но холодный академизм его учебных композиций на традиционные античные темы наложил печать и на зрелое творчество скульптора. А новую тематику ему дала революция. В Москве на стене Петровского пассажа сохранился большой рельеф с изображением обнаженного атлета с маховым колесом - аллегория освобожденного труда "Рабочий" (1920). Но главным образом его творческий путь будет отмечен проектами памятников, многие из которых осуществлены в разных городах страны. Более чем в десяти памятниках Ленину Манизер создал как бы официальный эталон образа вождя революции. Три памятника посвящены Тарасу Шевченко: в Харькове (1935), окруженный целым хороводом фигур, иллюстрирующих историю Украины, в Киеве и Каневе (оба 1939). Суховатая академично сть характерна для большинства работ скульптора-памятников В. Володарскому (1925) и "Жертвам 9 января 1905 года" (1925-31) в Ленинграде, В. И. Чапаеву (1932) и В. В. Куйбышеву (1938) в Самаре, И. П. Павлову (1949) в Рязани и др.
Большие монументальные работы Манизер осуществил для Московского метрополитена. Наиболее известна станция "Площадь Революции" (1939), где в низких углах арочных проходов размещены сухо вылепленные большие фигуры с атрибутами различных родов деятельности - пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой и т. д.
Многие годы, начиная с 1921 г., Манизер занимался преподавательской работой в художественных институтах Петрограда-Ленинграда и Москвы. В 1966 г. он стал вице-президентом АХ СССР.
2i.SU ©® 2015