Н. Ф. Лапшин, как многие художники его поколения, не имел систематической художественной подготовки. Питомец Петербургского политехнического института, он приобретал художнические навыки главным образом в частных студиях. Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах, но известность принесла ему книжная графика. С середины 1920-х гг. он сотрудничал с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, занимаясь в основном иллюстрированием книг о путешествиях и об истории науки и техники - таких, как "Письма из Африки" Н. Беюла, "Китайский секрет" Е. Я. Данько (обе 1928), "Таинственный город" Я. Миллера (1931), многих книг М. Ильина, его постоянного автора, - "Солнце на столе" (1926), "Который час?" (1927), "Черным по белому" (1928), "Сто тысяч "почему"" (1929) и др. Лапшин разработал и успешно осуществлял оригинальную систему иллюстрирования подобных книг при помощи крохотных рисунков-ремарок, которые, отличаясь лаконизмом и вместе с тем острой выразительностью. Вершиной его иллюстрационного творчества стали 150 рисунков к "Путешествиям Марко Поло" (1934), составляющих увлекательный зрительный комментарий к тексту; они были исполнены для международного конкурса в Нью-Йорке, где Лапшин победил четырехсот конкурентов. Во второй половине 1930-х гг. художник заметно охладел к книжной графике, обратился к живописи и создал серию великолепных городских пейзажей, в которых самобытно продолжил традицию французской живописи, прежде всего А. Марке. Но смерть в блокадном Ленинграде оборвала так успешно начавшийся этап его творчества.
2i.SU ©® 2015