Диапазон творчества А. И. Кравченко весьма широк: он работал как ксилограф, художник книги, рисовальщик и живописец. Художественное образование Кравченко получил в МУЖВЗ (1904-05 и 1907-10), а также в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906). В ранний период творчества занимался живописью и станковым рисунком, по манере близким к графике "Мира искусства". С начала 1920-х гг. увлекся офортом, затем ксилографией, которая вскоре стала главной областью его творчества.
Высокое искусство ксилографии прежних эпох оказалось в XIX в. лишь средством воспроизведения в печати картин и рисунков. Гравер превратился в искусного ремесленника, своих творческих задач у него не было. Но в начале 1920-х гг. к гравюре на дереве вновь обратились настоящие художники. Им стала нужна чеканная четкость проведенных резцом упругих линий, контрасты черного и белого цвета. И все они не просто переводили в гравюру свой рисунок, но точно использовали ее выразительные возможности. Так работал и Кравченко. Он нашел себя в иллюстрациях к романтической прозе ("Повелитель блох" Э.-Т.-А. Гофмана, 1922; "Портрет" Н. В. Гоголя, 1923), создавая нерасчленимые сплавы реальных и фантастических образов. Гравюры его сверкают контрастами тьмы и света, веерами колючих, резких штрихов. В трудоемкой, медленной технике гравюры он передавал порывистость жестов, нервную подвижность своих героев. Таковы и иллюстрации Кравченко к современной литературе, русской и зарубежной ("Фантастические повести ботаника X" А. Чаянова, 1926; новеллы С. Цвейга, 1934). Романтиками выглядят у него и Ч. Диккенс ("Сверчок на печи", 1923), и А. С. Пушкин ("Египетские ночи", 1934; "Маленькие трагедии", 1936). В его гравюрах и рисунках запечатлены поэтические образы Москвы и Парижа, древние города Италии и небоскребы Нью-Йорка.
2i.SU ©® 2015