"Иван Семенович не скульптор, а изобретатель новых форм", - сказал о Ефимове художник В. А. Фаворский. Сказано очень точно, по существу, хотя на первый взгляд как-то странно: какие же это новые формы? Ефимов всю жизнь рисовал и лепил зверей, ковал их из меди, отливал из бронзы, вырезал из дерева. И звери его выглядят совсем как живые - так метко схвачено движение, поворот, повадки, так верно выражен характер. А все-таки... Вот, например, "Баран" (1938). Он весь сделан из медной проволоки. Завитая в мелкие кольца, она изображает густую шубу барана, завернутая спиралью - его крутые рога. Конечно, такую форму нужно было сначала изобрести. Вот "Страус" (1935), выкованный из меди, а хвост его - тоже завитые спиралями медные полосы. Это не просто изображение, а своего рода скульптурная метафора. Свойства любого материала у Ефимова становятся как бы характеристиками его персонажей: глянцевитая плавность фаянса неотделима от текучей подвижности тела готовой к прыжку "Кошки с шаром" (1935), а синеватые полосы на нем вроде бы и не похожи по цвету, но ясно передают ее тигровый наряд. Потому и кажется, что кошку эту скульптор не просто подглядел в натуре, а выдумал заново, сконструировал, отбросив все лишнее, не относящееся к ее пружинной собранности и хищности. Есть у Ефимова и угловатый, тяжелый деревянный "Вепрь" (1927), и округло-скользкий медный "Дельфин" (1935) на стеклянном шаре с водой, и хищный "Сокол" (1927), прикованный за ногу цепочкой... Всех не перечислить! Ефимов учился искусству в частных московских студиях, потом - в МУЖВЗ (1906-08). Он начинал с живописи, но "изобретение форм", особое чувство конструктивной выразительности материала сделали его скульптором. Еще он любил игрушки и сам их замечательно изобретал. Вместе с женой, художницей Н. Я. Симонович-Ефимовой, устроили они в 1918 г. кукольный театр. Ефимов для него резал из дерева удивительных кукол. И ставили они в этом театре не только забавные спектакли для детей (по басням И. А. Крылова, 1917-22; по сказке Х.-К. Андерсена "Принцесса на горошине", 1918, и др.), но и трагедию У. Шекспира "Макбет" (1921). А еще был у них театр теневой. И замечательные детские книжки: "Кот, козел да баран" (1924), "Как машина зверей всполошила" С. Федорченко (1927), "Мена" (1929) и др. Но все вместе - такое разное! - объединялось темпераментом и изобретательностью, радостью игры не просто в похожие и красивые, но еще и остроумно придуманные изображения вещи.
2i.SU ©® 2015