Родившийся в семье вольного мастера резного дела, В. И. Демут в 1785 г. был отдан в Воспитательное училище при АХ. Большое влияние на будущего скульптора оказал его учитель М. И. Козловский. Первые самостоятельные работы были выполнены в ученические годы: статуя "Меркурий Капидольский" (1799) для петергофского каскада и рельеф "Взятие фрегатов при Гангуте" (1800) для пьедестала памятника Петру I, созданного в первой половине XVIII в. Б.-К. Растрелли. За последнюю работу молодой скульптор получил большую золотую медаль и аттестат 1-й степени на звание классного художника.
В 1802 г., будучи пенсионером АХ, Демут-Малиновский (тогда еще Демут) принял участие в конкурсе на проект надгробного памятника скончавшемуся М. И. Козловскому и вновь получил большую золотую медаль. В 1803 г. памятник был установлен на Волковом кладбище (впоследствии перенесен в Некрополь Александро-Невской лавры). Это первое крупное произведение молодого художника, в котором проявились характерные особенности его стиля, нашедшие свое развитие в дальнейшем творчестве мастера. Демут-Малиновский создал надгробие в виде композиции из ряда поставленных друг на друга постаментов, которая завершается погребальной урной, покрытой драпировкой. На плоскостях нижнего трапециевидного постамента располагаются надписи и рельефы. Смысловым центром является рельеф с изображением крылатого гения смерти, гасящего факел жизни. Эта типичная для искусства классицизма композиция полна глубокого чувства скорби. На противоположной стороне постамента помещен медальон с профильным барельефным портретом Козловского - это первое произведение Демут-Малиновского в портретном жанре; впоследствии он проявит себя как талантливый портретист.
В 1803 г. Демут- Малиновский был направлен в пенсионерскую поездку в Италию, где до 1806 г. совершенствовал свое мастерство под руководством знаменитого скульптора А. Кановы. Здесь он изучал античное искусство, знакомился с творениями современных итальянских мастеров, овладевал техникой обработки мрамора.
Первой большой монументально-декоративной работой, в которую включился Де-мут-Малиновский по возвращении на родину, явилось пластическое убранство строящегося Казанского собора в Петербурге. Скульптор выполнил статую апостола Андрея Первозванного, за которую Советом АХ был произведен в адъюнкт-профессора.
В 1809 г. совместно с С. С. Пименовым Демут-Малиновский приступил к пластическому оформлению сооружаемого архитектором А. Н. Воронихиным здания Горного института. В отличие от ансамбля Казанского собора, где начинающий скульптор работал в большом коллективе, мастеров, среди которых были и такие опытные и признанные, как И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж.-Д. Рашетт, здесь вчерашние пенсионеры АХ вдвоем создали полностью скульптурное убранство здания. Выбор сюжетов и персонажей был обусловлен темой всего сооружения: земля и ее недра. Идейным центром архитектурно-пластической композиции являются две двухфигурные группы, фланкирующие широкий лестничный спуск и располагающиеся на фоне мощной колоннады дорического портика. Одну из групп - "Геракл и Антей" - выполнил Пименов, другую - "Похищение Прозерпины Плутоном" - Демут-Малиновский (обе 1809-11).
Владыка богатств подземного царства Плутон, похитивший дочь Зевса Прозерпину, силой увлекает ее к себе в Аид, вход в который символизирует трехглавый пес Цербер у основания группы. Широкий, могучий шаг Плутона, его напряженная фигура, мощные руки, держащие сопротивляющуюся девушку, сосредоточенное лицо - все выражает уверенность и волю, которые нажей был обусловлен темой всего сооружения: земля и ее недра. Идейным центром архитектурно-пластической композиции являются две двухфигурные группы, фланкирующие широкий лестничный спуск и располагающиеся на фоне мощной колоннады дорического портика. Одну из групп - "Геракл и Антей" - выполнил Пименов, другую - "Похищение Прозерпины Плутоном" - Демут-Малиновский (обе 1809-11).
Владыка богатств подземного царства Плутон, похитивший дочь Зевса Прозерпину, силой увлекает ее к себе в Аид, вход в который символизирует трехглавый пес Цербер у основания группы. Широкий, могучий шаг Плутона, его напряженная фигура, мощные руки, держащие сопротивляющуюся девушку, сосредоточенное лицо - все выражает уверенность и волю, которые ведут под уздцы шестерку лошадей, торжественно влекущую за собой колесницу с крылатой фигурой Славы. Поразительно мастерство, с которым двое скульпторов, согласовав свои творческие усилия, выполнили целостную, словно на одном дыхании созданную композицию. Из документов известно, что Демут-Малиновскому принадлежат фигуры коней и воина, держащего узду левой рукой.
Скульптурное убранство Нарвских триумфальных ворот (по проекту В. П. Стасова, 1827-32) завершает многолетнюю интенсивную работу Демут-Малиновского с Пименовым (здесь они работали совместно с молодым П. К. Клодтом и другими скульпторами). Важное смысловое значение имеют расположенные по сторонам арочного проезда фигуры старого и молодого воинов, аналогичные соответствующим фигурам воинов над арматурами второго этажа здания Главного штаба. Как и прежде, Демут-Малиновский выполнил фигуру молодого воина, а Пименов - старого, но здесь уже представлены не римские легионеры, а русские воины, олицетворяющие мужество и силу, твердость духа победоносной русской армии.
Демут-Малиновский проявил себя и как мастер станковой скульптуры (статуя "Русский Сцевола", 1813), мемориальных памятников (надгробия А. Н. Воронихина, после 1814; П. П. Чекалевского, 1817?; М. Б. Барклая-де-Толли, 1823; В. Д. Новосильцева, 1820-е, и др.), портретов (бюсты А. В. Суворова, 1814; М. И. Кутузова, 1817?, не сохранился; М. В. Ломоносова, 1821, и др.).
Последними работами скульптора стали памятники фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли для Дерпта (ныне Тарту, Эстония, установлен после 1846) и народному герою Ивану Сусанину для Костромы (1836, установлен после 1846).
2i.SU ©® 2015