2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

ГАБО Наум (Певзнер Неемия Абрамович)

1890, Брянск - 1977, Уотерберри, США

Уроженец России, Н. А. Певзнер в 1910 г. уехал в Мюнхен, где занимался на медицинском и естественно-научном факультетах университета и одновременно посещал лекции знаменитого немецкого историка искусств Г. Вёльфлина.

К искусству Певзнер обратился по примеру старшего брата, художника Натана (Антона) Певзнера. Первые работы - "конструктивные головы" из дерева и металла - были им созданы в 1915 г., во время пребывания в Осло. Он подписал их псевдонимом Габо.

В марте 1917 г. братья Певзнер вернулись в Россию. В 1920-х гг. они преподавали во Вхутемасе. В 1920 г. совместно со скульптором Г. Клуцисом братья организовали на Тверском бульваре в Москве уличную выставку своих работ. В том же году ими опубликован "Реалистический манифест"; изложенные в нем принципы конструктивной скульптуры Габо использовал в дальнейшем своем творчестве. Близкая художнику идея единства скульптуры и архитектуры нашла отражение в созданном им в те годы проекте радиостанции в Серпухове. Тогда же, в 1920 г., Габо выполнил и знаменитую "Кинетическую конструкцию", приводившуюся в движение электромотором и ставшую прообразом "мобилей".

В 1922 г. Габо сопровождал Первую русскую художественную выставку в Берлин, который был тогда центром конструктивизма. В Германии он сблизился с деятелями немецкого Баухауза и с художниками голландской группы "Стиль". В 1924 г. в парижской галерее Персье состоялась выставка "Русские конструктивисты: Габо, Певзнер", на которой демонстрировались скульптуры Габо - чистые "конструкции", окончательно лишенные изобразительности. В своих работах Габо использовал самые разные материалы: дерево, металл, пластик, целлюлозу, нейлоновые нити и т. п. Огромную роль в его произведениях играют категории пространства и времени. В берлинский период художник создает и "архитектурные скульптуры".

В 1927 г. Габо оформил в конструктивном духе балет "Кошка" на музыку A. Core для антрепризы С. П. Дягилева.

В 1931 г. Габо, как и многие европейские мастера конструктивизма, принял участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, однако его проект даже не рассматривался при подведении итогов конкурса. Позднее несущая конструкция, предложенная Габо для этого проекта, широко использовалась в строительстве.

В 1932 г. художник переехал в Париж, где стал одним из членов международного творческого союза "Абстракция - Созидание". В 1935 г. он поселился в Англии. Много занимался теорией абстрактного искусства, участвовал в журнале "Круг" ("Circle"). С конца 1930-х гг. Габо работал в основном как скульптор-монументалист. К числу его произведений относятся фонтан перед зданием "Дженерал электрик" на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), барельеф для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956). С 1946 г. художник жил в США. В 1953 г. на Международном конкурсе за проект монумента Неизвестному политическому заключенному Габо завоевал второе место.

С 1930-х гг. и до конца жизни Габо занимался устройством выставок своих работ в Европе и Америке, преподавал. Был членом ряда зарубежных академий, в том числе Шведской и Американской академий. В последние годы много работал в области живописи и графики.

 


Пространственная композиция на двух точках опоры. 1925. Целлулоид, клей

Линейная конструкция в пространстве. № 2. 1957-58. Плексиглас, нейлоновая струна, дерево

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru