А. Г. Венецианов был сыном небогатого купца, происходившего от греческого рода Венециано. Рано поступив на службу, он в начале 1800-х гг. был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он стал самостоятельно заниматься живописью - копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей. Познакомившись с выдающимся портретистом В. Л. Боровиковским, Венецианов некоторое время жил в его доме в качестве ученика и пользовался советами художника. В 1808 г. Венецианов попытался издавать "Журнал карикатур в лицах", но издание было запрещено по указанию Александра I. Пробовал он зарабатывать и как профессиональный портретист, даже дал в газете объявление с предложением услуг, но безрезультатно. А ведь самых заметных успехов он сумел добиться именно в портретном искусстве. Совет АХ в начале 1811 г. за представленный им автопортрет присвоил ему звание назначенного, а в конце того же года - и академика, уже за написанный им "Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками".
В 1819 г., желая полностью отдаться искусству, Венецианов оставил службу, купил в Тверской губернии сельцо Сафонково с 70 душами крепостных, построил себе дом и переселился туда, правда регулярно наезжая по многочисленным делам в Петербург. В один из таких приездов на него сильнейшее впечатление произвела привезенная в Эрмитаж картина Ф. Гране - рядовая, но иллюзионистически передававшая пространство церковного интерьера. Задавшись целью достигнуть такого же умения, Венецианов решил написать деревенское гумно с трудящимися и отдыхающими крестьянами. Для удобства работы даже не пожалел выпилить часть стены в принадлежавшей ему постройке. В картине "Гумно" (1821-23) поставленная цель была достигнута, а в процессе работы художник сильнее укрепился в намерении запечатлеть окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая.
В 1820-х гг., лучшую и продуктивную пору своей жизни, Венецианов написал ряд произведений, в которых неуклонно следовал этому намерению. Они и определили его неповторимый вклад в искусство.
В небольшой картине "Утро помещицы" (1823) он, воспроизведя обыденную сценку, проложил дорогу русскому бытовому жанру. В многочисленных портретных этюдах Венецианов впервые создал целую галерею крестьянских образов, переданных правдиво, с добрым чувством, не лишенным, однако, некоторой сентиментальности. В полотнах "На пашне. Весна" и "На жатве. Лето" (оба 1820-х) он впервые поэтично запечатлел крестьянскую жизнь. В обеих этих картинах, а также в "Спящем пастушке" (1823-24) реалистическое изображение характерного среднерусского пейзажа задолго предвосхитило будущие искания русских пейзажистов. Показанные на академической выставке в 1824 г., его работы имели шумный успех и вызвали восхищенные отзывы в печати. Венецианов предпринял попытку стать преподавателем в АХ, претендуя на ведение класса перспективной живописи. Но картина, написанная им на предложенную тему, не была одобрена: академики сплоченно оберегали свою стройную систему от "чужака", не прошедшего, как они, академической выучки.
Между тем Венецианов был прирожденным педагогом и успел доказать это. Еще с конца 1810-х гг. он стал собирать у себя юношей из простого сословия и обучать их рисованию и живописи. К середине 1820-х гг. у него сложилась группа учеников. Обучение и содержание их обходилось дорого, небогатый Венецианов не вылезал из долгов, и в 1829 г. ему пришлось заложить имение. К счастью, он сохранял в себе практическую жилку и мог для дела быть обходительным: напомнил о себе Николаю I, и тот, склонный поощрять "народность", выразил художнику свое одобрение и в 1830 г. назначил его придворным живописцем (звание это, ничего не требуя, давало в год 3000 рублей). В педагогической практике Венецианов делал упор на работе с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Но он не отрицал полностью академическую выучку, некоторых питомцев посылал в академические классы, где их охотно принимали и не раз отмечали наградами. В общей сложности у него перебывало до 70 учеников. Далеко не все они оправдали надежды, однако среди них было немало талантливых мастеров: А. В. Тыранов, С. К Зарянко, Г. В. Сорока и др. С конца 1830-х гг. Венецианов бывал в Петербурге все реже, тем более что и вторая его попытка пробиться в АХ потерпела крах. Он занимался хозяйством и продолжал писать, но менее успешно, чем прежде: изображения крестьян стали приобретать у него некоторую этнографичность и слащавость, а попытки заняться исторической или мифологической живописью оказались неудачными. Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.
2i.SU ©® 2015