2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович

1872, д. Крынки, Могшевская губ. — 1957, Москва

В своем творчестве В. К. Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX в. Его гармоничные, изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы. В спокойных, уравновешенных композициях мастера открывается широкий простор полей и лесных далей с величаво очерченным горизонтом.

Художественное образование талантливый юноша получил в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, затем в МУЖВЗ (1889-97) у С. А. Коровина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова. Еще в 1892 г. его картину "Из окрестностей Пятигорска" приобрел для своей галереи П. М. Третьяков, что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами.

В 1904 г. Бялыницкий-Бируля становится членом ТПХВ. В 1908 г. за картину "Дни ранней весны" получаст звание академика живописи. В 1909 г. удостоен золотой медали Международной художественной выставки в Мюнхене за картину "Час тишины". Его наиболее известное полотно этого периода "Весна" (1912) выдает тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана. Об этой картине И. Е. Репин писал ее автору: "Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы".

После 1917 г. Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Большое место в его творчестве заняли изображения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры: в 1928 г. им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны - усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 г. - виды Пушкинских Гор, в 1942 г. - пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. В 1944 г. Бялыницкий-Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 г. художник писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком еще с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретенная за многие годы творческой работы. Полотнам Бялыницкого-Бирули присущи благородство, одухотворенность и поэтическая ясность.

 


Вешние воды. 1930. Масло

Голубая часовня. До 1920. Масло

Ручей в лесу. Весна. 1904 (1914?). Масло

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru