Н. А. Андреев остался в истории искусства прежде всего как создатель обширной "Ленинианы", включающей в себя более 200 рисунков и около 100 скульптур. Документальное значение этого материала не заслоняет чисто эстетической его ценности. После смерти Ленина комиссия Совнаркома предложила увековечить память вождя именно Андрееву - "лучшему отечественному скульптору", как сказано в документах. Порукой тому, что выбор был сделан обоснованно, служила высокая профессиональная репутация художника, в основном сложившаяся еще до революции.
Андреев учился в Москве в СПХУ на отделении оформления тканей (1885-91; там же преподавал в 1892-1918). Продолжил учебу в МУЖВЗ (1892-1901) на живописном и скульптурном отделениях у С. М. Вол-нухина и П. П. Трубецкого, затем в частных студиях Парижа (1901).
С первых же самостоятельных шагов Андреев обнаружил отчетливое нежелание следовать принципам определенной школы и даже просто нежелание быть узнанным в своей манере и приемах. Его скульптурные портреты (П. Д. Боборыкина, 1904; Л. Н. Толстого, 1905) импрессионистичны; обнаженные фигуры ("вакханки", "сирены", "танцовщицы") выполнены в русле стилистики модерна; более поздние, созданные но плану монументальной пропаганды памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1922) тяготеют к кубистическому упрощению. Андреев сознательно утверждает свое всеумение, способность освоить любой язык и стилизовать любую традицию - то древневосточной пластики ("Самсон и Далила", 1914-16), то античной (статуя Свободы, 1919, чей прообраз - Ника Самофракийская), то отечественного примитива (серия "Крестьянки", 1910-16). Он с равным блеском работает в разных материалах - от гранита до поливной керамики - и так же легко меняет масштаб, переходя от миниатюр к монументальным проектам надгробий (К. А. Ясюнинско-му, Н. Л. Тарасову) и памятников (Ф. П. Гаазу, Н. В. Гоголю, 1904-09, - последний, отразивший популярную в начале века концепцию творчества как драмы, стал не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы).
В послереволюционные годы в этом многоязычии отчетливо выделяется и начинает преобладать натурный, реалистический компонент, но непременно соединенный с обобщенностью и даже монументальностью композиционно-пластических решений. Персонажи Андреева значительны - будь то скульптурные образы (памятник А. Н. Островскому, 1929; барельеф В. Г. Белинского, 1920) или документально точные, виртуозно исполненные графические портреты (Ф. Э. Дзержинского, 1922; Г. В. Чичерина, 1921-22; А. Я. Таирова, 1922-23). Умение соединить описательность с возвышенной героикой обусловило его удачи в работе над "Ленинианой"; не случайно созданный им графический портрет В. И. Ленина в течение нескольких десятилетий воспроизводился на огромных плакатах и панно во время парадов - содержащаяся в образе мера зна-ковости допускала предельное увеличение масштаба изображения. С натуры Ленина рисовали многие, но лишь для Андреева это превратилось в длительную завороженность единственной моделью; его натурные рисунки и скульптурные этюды послужили основой многолетней работы. Два направления этой работы - конкретно-бытовое и историческое (условно они названы "Ильич" и "Ленин-вождь") - сделались определяющими для всех советских художников последующих поколений, обращавшихся к данной теме. При этом собственно знаменитая статуя "Ленин-вождь" не может в полной мере считаться творением Андреева - работа над нею была прервана смертью художника, и окончательный вариант завершен уже по его эскизам.
2i.SU ©® 2015