Искусство
Содержание раздела
РАФАЭЛЬ И ТИЦИАН
ТИЦИАН
- "La bella" (1536, Флоренция, галерея палаццо
Питти), изображающая ту же незнакомку, что послужила моделью для "Венеры
Урбино", молодую женщину, очевидно, близкую художнику
- "Noli me tangere" ("Не прикасайся ко мне")
написанная около 1512 года (Лондон, Национальная галлерея), посвященная
библейскому эпизоду
- "Андрийские вакханалии", масло, холст, 175х193
см, 1523 - 24, Мадрид, музей Прадо
- "Ассунта", масло, доска, 690х360 см, 1516
- 18, Венеция, Санта Мария деи Фрари
- "Вакх и Ариадна" (1522 - 23, Лондон, Национальная
галлерея) - одна из трех "вакханалий", или "поэм", написанных Тицианом
для приватного кабинета герцога Феррары Альфонсо д'Эсте. Классические мифологические
сюжеты переосмыслены здесь в игривом, чувственном ключе, что подчеркивается
богатой и звучной цветовой гаммой
- "Венера и Адонис" (1553 - 54, Мадрид, Прадо)
- "Венера и органист" (1551, Мадрид, Прадо)
- "Венера Урбино", масло, холст, 119х165 см,
1538, Флоренция, Уффици
- "Даная" (1545 - 46, Неаполь, Национальная
галерея Калодимонте), принесенная Тицианом в дар кардиналу Алессандро Фарнезе,
племяннику Павла III и инициатору путешествия художника в Рим. Монсеньер
Джованни делла Каза, видевший эту картину еще в наброске, описывал ее как
"наготу, вселяющую в вас дьявола"
- "Деревенский концерт" (1509 - 10, Париж,
Лувр). Знаменитое произведение, долго приписывавшееся Джорджоне, служит
аллегорией не только всеобщей гармонии, отраженной в гармонии музыкальной,
но и контраста социальных ролей. Элегантный городской музыкант с лютней,
которому аккомпанирует на флейте настоящая муза, прерывает свой концерт
при появлении пастуха, который нз-за разницы культур и общественного положения
разрушил гармонию, в то время как обнаженная муза аллегорически смешивает
звуки так же как пере мешивает воды источника
- "Деревенский концерт", фрагмент
- "Диана и Актеон", масло, холст, 190х207 см,
1556 - 59, Эдинбург, Шотландская Национальная галерея
- "Истязание Марсия", масло, холст, 212х207
см, 1570 -76, Кромериш, замковая пинакотека
- "Коронование терновым венцом", масло, доска,
303х180 см, около 1542 - 44, Париж,Лувр
- "Лукреция и Тарквиний" (Кембридж, музей Фитцвильям),
очевидно написана для Филиппа II около 1570 года. Эта картина продолжает
тему ревнивого мужа из юношеского "Чуда святого Антония" (Скуола дель Санто
в Падуе). Одгако здесь драматический смысл сюжета еще более выделен благодаря
ошеломляющей динамичности действия, живой композиции и мерцающим цветам
- "Любовь земная и небесная", масло, холст,
118х279 см, 1514 - 15, Рим, галерея Боргезе
- "Мадонна Пезаро" (1519 - 26) из церкви Санта
Мария дей Фрари в Венеции
- "Мадонна с Младенцем, святым Иоанном и святой
Катериной" (около 1530, Лондон, Национальная галлерея)
- "Папа Павел III и его племянники"масло, холст,
210х174 см, 1546, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Изображенный
слева кардинал - Александро Фарнезе, которому Тициан принес в дар "Данаю".
Изображенный справа придворный - Оттавио Фарнезе, унаследовавший титул
и женившийся на дочери Карла V
- "Полиптих Аверольди" 1520 - 22 в Сан Назарио
е Чельсо в Брешии оказал заметное влияние на местных художников
- "Положение во гроб" (Мадрид, Прадо), написанное
в 1559 году для Филиппа II Испанского. Впоследствии создается множество
копий и имитаций картины с той преувеличенной патетикой, которая будет
характерна для религиозных сюжетов позднего Тициана
- "Портрет господина в голубом" (1508 - 09,
Лондон, Национальная галерея)
- "Портрет Карла V в кресле" (1548, Мюнхен,
Старая Пинакотека) предлагает зрителю образ императора, позволившего одолеть
себя сомнениям
- "Портрет Карла V в сражении при Мюльберге"
(1548, Мадрид, Прадо). В Мюльберге Карл V на голову разбил протестантов
- "Портрет Филиппа II (1551, Мадрид, Прадо).
Портрет выполнен в полный рост, во всем великолепии чеканки доспехов
- "Портрет юноши с перчаткой", масло, холст,
100х89 см, около 1520 - 25, Париж, Лувр
- "Похищение Европы" (1559 - 62, Бостон, музей
Изабеллы Стюарт Гарднер)
- "Прерванный концерт" (1507 - 08, Флоренция,
галерея палаццо Питти), утонченная музыкальная аллегория, в которой Тициан
приближается к поэтическому миру Джорджоне
- "Спящая Венера" Джорджоне
- "Три возраста" (1512 - 13, Эдинбург, Шотландская
национальная галерея) в морализаторском ключе передает течение времени
- "Франческа Мария делла Ровере"
- "Христос и разбойник" (1506 - 07, Венеция,
Скуола ди Сан Рокко), демонстрирует ранний талант и собственный художественный
стиль юного Тициана
- "Чудо страдающей женщины", фреска, 340х185
см, 1511, Падуя, Скуола дель Санто
- "Элеонора Гонзага"
- Антонио Мария Дзанетти, "Справедливость" (1760,
Венеция, Музей Коррер). Гравюра повторяет фрагмент декорации, выполненной
Тицианом для Немецкого Подворья в 1508 году. Тициановский оригинал утерян
- В "Поклонении святой Троице" (1551 - 54,
Мадрид, Прадо), заказанном художику Карлом V во время второго пребывания
в Аугсбурге, Тициан воплотил абсолютно законченную композицию, прославляющую
императорский двор, представители которого показаны причастными к божественной
славе и изображены среди слуг "двора небесного владыки". В седом старике,
изображенном в профиль у правого края картины, можно распознать автопортрет
художника
- В этом "Автопортрете" 1560 - 65 годов (Берлин,
Государственный музей). Тициан изображен в решительной позее, на груди
его пожалованное императором Карлом V золотое ожерелье
- Гравюра Антонио Марии Дзанетти (1760, Венеция,
музей Коррер), повторяющая фреску Джорджоне ди Кастельфранко "Обнаженная",
написанную в 1507 - 1508 году для украшения фасада Немецкого подворья,
выходящего на КаналГранде. Джорджоне был главным ориентиром для всего раннего
творчества Тициана
- Еще одна "вакханалия", созданная для Альфонсо
д'Эсте: "Праздник Венеры" (1518 - 19, Мадрид, Прадо)
- Знаменитая картина Рафаэля, послужившая источником
вдохновения Тициана
- Картина "Снятие с креста" (около 1525, Париж,
Лувр), написанная длясемьи Гонзага. Источником вдохновения при создании
этого полотна послужило рафаэлевское "Положение во гроб", созданное им
для семейства Бальони
- Картина из маньеристского периода творчества
Тициана, "Торжественная речь Альфонсо д'Авалоса" (1540-1541, Мадрид, Прадо).
В патетической позе миланского губернатора, маркиза де Васто ди Пескара,
а присутствии своего маленького сына обращающегося с речью к войскам, легко
распознать типичный жест римских консулов и императоров, позаимствованый
из античной скульптуры
- Когда 27 августа 1576 года Тициана настигла
смерть, он работал над этим полотном. "Пьета" (Венеция, галлерея Академии
искусств) была предназначена для капеллы Распятия, в церкви Санта Мария
Глориоза деи Фрари, где и был похоронен художник. Картина представляет
собой болезненные размышления на тему смерти, в которых художрик представлен
в одеждах святого Джироламо, распростертого перед мертвым Христом. Полотно
было закончено учеником мастера, Якопо Пальма Младшим
- Лсилография Джованни Бритто (1550, Амстердам,
Государственный музей), вдохновленная автопортретом Тициана в преклонном
возрасте
- Небольшое полотно, изображающее Якопо Пезаро
в момент, когда папа Александр I представляет его святому Петру (1503 -
1506, Антверпен, Королевский музей Искусств), обнаруживает очевидные признаки
беллиниевской традиции. Это первое значительное произведение Тициана
- Полотно "Благовещение", созданное между 1559
и 1566 годами для венецианской церкви Сан Сальвадор, где оно и находится
до сих пор, является одним из величайших шедевров позднего тицианского
искусства, который он сам пометил "Titianus fecit" ("Сделал Тициан"), тем
самым подчеркнув, что никто из учеников не участвовал в создании картины.
Динамичность композиции - стремительность ангелов, живые позы Марии и Вестника
- подчеркнута незаконченными мазками кисти, которые лишают фигуры предельной
четкости
- Портрет друга художника Пьетро Аретино (1545,
Флоренция, галерея палаццо Питти), с предельной откровенностью обнажает
психологические черты этого человека. Цвет наложен широкими неровными мазками,
не пренебрегая оттенками, хотя тот же Аретино определил эту картину как
"скорее набросок, чем законченное произведение"
- Портрет женщины, известный под названием "Служанка"
(1510, Лондон, Национальная галерея)
- Тема картины "Мучения святого Лаврентия"
(1550 - 59), созданной для венецианской церкви Иезуитов, получит новое
воплощение в 1567 году. Картина будет отдана в дар Филиппу II для церкви
Эскориал?
- Фрагмент "Благовещения", находящегося на
хранении в церкви Сан Сальвадор в Венеции
перейти к началу страницы