2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ПЕРУДЖИНО

ХУДОЖНИК-ПОДРЯДЧИК И РОЛЬ МАСТЕРСКОЙ

За свою жизнь Перуджино создал огромное количество произведений. Он был неутомимым тружеником и превосходным организатором. Говоря современным языком, он был осмотрительным предпринимателем, возможно, первым в истории искусства художником-подрядчиком. Ему удавалось одновременно управлять двумя мастерскими. Одна из них была открыта в начале 1470-х годов во Флоренции, где учились такие флорентийские художники, как Рокко Дзоппо, Баккьякка и молодой Рафаэль. Другая - в 1501 году в Перудже, откуда вышло целое поколение живописцев, способствовавших широкому распространению художественных идей учителя. И все это не считая бесчисленных заказов, поступавших из других городов Италии.

Свойственное Перуджино обыкновение подолгу затягивать выполнение работ, прерывая начатое и возвращаясь к нему по нескольку раз, позволяло художнику в одно и то же время трудиться сразу над несколькими произведениями и никогда не оставаться без заказов.

Прекрасная внутренняя организация мастерских помогала с наибольшей отдачей использовать труд помощников и способствовала распространению замечательных, новаторских композиционных замыслов мастера, которые получили широкое признание у публики и находили спрос в любом уголке Италии.

Во времена Перуджино частое повторение одного и того же сюжета отнюдь не считалось признаком отсутствия воображения или композиционного дара. Напротив, это лишь подтверждало, что тот или иной художественный образ особенно удался мастеру и получил высокую оценку, и очень часто художник делал реплики своих же работ непосредственно по требованию заказчика.

Распространение и повторение целых композиционных схем или же их отдельных фрагментов было особенно типично для практики больших флорентийских мастерских - Гирландайо, Боттичелли, а позднее и для боттеги (мастерской) Рафаэля.

Обычай главы мастерской при работе над художественным произведением оставлять за собой выполнение наиболее ответственных частей, доверяя помощникам участки менее важные, например пределлы, со временем превратился в широко распространенное правило, позволявшее сокращать сроки исполнения заказа. Однако композиционный замысел всегда оставался безусловной прерогативой Перуджино, разрабатывавшего идею с помощью графических эскизов и переносившего ее с помощью подготовительных прорисей и картонов на подготовленную для живописи поверхность.

Найденные Перуджино новые изобразительные решения оказали огромное влияние на современников и получили самое широкое признание. Когда мастер сам не принимал непосредственного участия в работе, он внимательно следил за действиями своих учеников и помощников.

Как правило, участие в создании одного произведения нескольких исполнителей не снижало качества и не нарушало единства общего впечатления. Помощники крупного художника, каковым был Перуджино, стремились подчинять индивидуальные приемы работы манере живописи других членов мастерской и в первую очередь признанному стилю возглавлявшего ее мастера.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru