Ответ на вопрос о том, как происходило формирование искусства Перуджино, следует искать во флорентийской живописи второй половины XV века. О самом раннем периоде обучения художника в его родном городе мы знаем слишком мало. В противовес утверждениям ВазарИ, Пьетро Ваннуччи принадлежал к одному из самых уважаемых и богатых семейств Кастель делла Пьеве (ныне Читта делла Пьеве) или, лучше, «Каструм Плебис», маленького городка-крепости в окрестностях Перуджи. Здесь и появился на свет будущий художник. Это произошло между 1446 и 1452 годами. О первой дате мы знаем от Вазари, утверждавшего, что Перуджино умер в 1524 году в возрасте 78 лет. Вторую косвенным образом сообщает другой источник, Рифмованная хроника отца Рафаэля Джованни Санти, законченная до 1494 года. В ней Перуджино назван «сходным по возрасту» с Леонардо. На самом деле Пьетро умер в 1523 году, и потому указанную Вазари дату правильнее было бы изменить на несколько более раннюю - 1445 год. Слова же Джованни Санти вообще носят слишком общий характер. Поскольку мы не располагаем никакими документальными свидетельствами, позволяющими уточнить время рождения мастера, эту дату только на основании выводов стилистического характера традиционно относят к периоду между 1446 и 1448 годами.
Судя по тому, что в Читта делла Пьеве не сохранилось каких-либо следов существования живописи XV века, можно предположить, что свои первые познания в области искусства молодой Пьетро скорее всего получил в расположенной поблизости Перудже. В ту пору Перуджа была крупным городом, живым и значительным художественном центром, не скупившимся на щедрые затраты во имя создания важных произведений искусства, предназначенных для украшения общественных зданий. Богатыми в ней были и частные заказчики. В первой половине века в Перудже работали Доме-нико Венециано, Беноццо Гоццоли и Фра Беато Анд-желико. Их присутствие в городе создало условия возникновения у местных художников интереса к новому пониманию проблемы света, изображению пространства с помощью перспективных построений, геометрической правильности композиций. Наряду с художниками Перуджи то же стремление к обновлению определяло творчество мастеров Сиены, Орвьето, Флоренции и области Марки.
На
протяжении всей своей деятельности Перуджино обнаруживает глубокое знание
принципов построения пространства, близкое к тому, что открыл для искусства
Пьеро делла Франческа. Очевидно, истоки этого знания берут начало в раннем
знакомстве юного художника с Полиптихом Святого Антония, созданным
Пьеро между 1459 и 1468 годами для одного из монастырей
в Перудже. Важное значение имели и последующие поездки в Ареццо, Урбино и Сансеполькро, куда он мог отправиться специально, чтобы увидеть работы известного мастера.
Кроме того, недавно воссозданная усилиями историков искусства личность Бенедетто Бонфильи (1418/20— 1496), самого крупного мастера Перуджи на заре Возрождения, проливает новый свет на картину развития местного искусства во второй половине XV столетия. Можно назвать переходным этап от так называемой «живописи света», к которой принадлежал сам Бенедетто, к творчеству мастеров Перуджи последующих лет: Бартоломео Капорали и Фьоренцо ди Лоренцо. С большой долей вероятности предположим, что именно с последним из двух Перуджино сотрудничал в своих ранних умбрийских работах.
Ранний период жизни Перуджино характеризуется лишь скудными сведениями, касающимися начала его творческого пути. Известно только, что Пьетро очень быстро покинул родной край и обосновался во Флоренции. К 1469 году относится первое точное свидетельство, имеющее отношение к художнику, - упоминание о кратком пребывании Перуджино в Читта делла Пьеве, куда он приехал после смерти отца, чтобы заплатить налоги за вино.
Вернувшись во Флоренцию, Перуджино завершает художественное образование в мастерской Андреа дель Верроккьо, прославленного золотых дел мастера, скульптора и живописца. Это подтверждает Вазари, сообщая, что «учился он под руководством Андреа Верроккьо». Именно здесь молодой художник познакомился с опытом таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Гирлан-дайо, Лоренцо ди Креди, Филиппе Липпи.
В эти годы Флоренция играла очень важную роль в развитии искусства. На ее художественной сцене господствовали так называемые «знатоки» искусства рисунка, и среди них Поллайоло и Верроккьо. Эти художники видели в рисовании с натуры - на примере изучения препарированных трупов - лучшее средство приобретения знаний об основах анатомии и строении человеческого тела, которые затем они переносили в свои произведения. При этом особое внимание уделялось передаче движения, а инструментом служил точный рисунок с четкими и определенными контурами.
Немаловажную роль в формировании молодого умб-рийского художника сыграл и Боттичелли. Хотя он и был почти ровесником Перуджино, в мастерской Верроккьо ему, очевидно, принадлежало первое место. Это обстоятельство объясняет замечание, содержащееся в анонимном источнике XVI века, так называемом Анониме Малъябекиано (ок.1540), - «Пьетро Перуджино, ученик Боттичелли».
Тем не менее все то новое, чему научила юного художника Флоренция, не растворило в нем врожденные черты родной умбрийской культуры. Молодой мастер будет использовать приобретенные знания, наполняя их поэтическим лиризмом и тонким изяществом, свойственным художественной традиции Умбрии и Перуджи.
В 1472 году долгий период ученичества, который в соответствии с правилами, установленными цехом врачей и аптекарей, должен был продолжаться не менее девяти лет, подошел к кошу. В этом году имя Пьетро
появляется в списках членов сообщества Святого Луки, объединения «людей, занимающихся искусством живописи», специально утвержденного в 1439 году, чтобы защищать профессиональные интересы художников. В матрикулы сообщества Перуджино был внесен как «живописец», и это открывало перед молодым мастером возможность начать самостоятельную карьеру.
С этого момента и на протяжении последующих лет деятельность Перуджино протекала в важнейших художественных центрах Италии того времени - во Флоренции, Риме, Венеции и Перудже.
2i.SU ©® 2015