2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ПЕРУДЖИНО

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ПЕРУДЖИНО

Современники Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известного под именем Перуджино, считали художника едва ли не самым великим среди итальянских мастеров, открывших на рубеже XV и XVI столетий новый этап в развитии искусства Италии, этап Высокого Возрождения. Исключительное качество живописных произведений мастера и историческая важность сделанных им художественных открытий осознавались настолько отчетливо, что в конце XV века Перуджино единодушно признавали первым итальянским живописцем.

« ...это лучший мастер Италии», - пишет Агостино Киджи своему отцу Марьяно в Сиену 7 ноября 1500 года. Как отмечает Вазари, такая оценка была связана в первую очередь с тем, что художник явился родоначальником новой живописной манеры, отвечавшей вкусам эпохи. Его искусство - кристально-чистое, прозрачное, тихое, музыкальное. Оно основано на цветовой гармонии и эффектной игре света. Живопись Перуджино завораживает мастерски построенными, уходящими в бесконечную даль пространственными перспективами. Его композиции населены крестьянками и прачками, преображенными кистью художника в образы героические и божественные, полные мягкой грации и светлой задумчивости.

До нашего времени сохранилось свыше сотни картин, связанных с именем Перуджино. Они относятся к концу XV - началу XVI иска. Манера его живописи «в ту пору так всем нравилась, что многие приезжали из Франции, Испании, Германии и других стран, чтобы ей научиться. И работами его ...многие торговали, рассылая их в разные местности, пока не появилась манера Микеланджело», - рассказывает Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, изданных в 1568 году.

Сегодня трудно даже представить ту огромную славу, которая сопровождала художника в лучшие годы его творчества. Со временем эту оценку признали неправомочной и подвергли критике, а сам мастер был обвинен в формализме и лицемерии. Подобное отношение спровоцировал неуспех, постигший маленькую композицию Битва Любви и Целомудрия, написанную Перуджино для маркизы Мантуи, а также неудача с алтарным образом для церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции.

Только в XIX и в начале XX века исследователи вновь заговорили о новаторском стиле Перуджино. Тогда, спустя более чем два века после смерти художника, в европейской живописи происходило своеобразное «возрождение» многих иконографических и композиционных формул, которые разрабатывал великий умбрийский живописец. Чтобы ограничиться лишь немногими примерами, следует вспомнить большие алтарные образы, исполненные Джузсппе Серени, Энрико Поллас-трини, Франсуа Готье и в особенности Фридрихом Овербеком для святилища Мадонна делла Стелла возле Слолето. Обращение к Перуджино означало нечто гораздо большее, нежели простое цитирование известного источника. В том же ряду можно упомянуть и витражи для собора в Тоди. В сцене Крещении, расположенной и правом нефе, и в фигурках путти центрального круглого окна-розы Элизео Фатторини использует непревзойдённую модель Перуджино.

В последующий период научные исследования о художнике почти не проводятся. Даже в наши дни творчество Перуджино нередко остается недооцененным. Ведь он один из тех мастеров, кто воплощает в искусстве классическую линию, далекую от вкусов широкой публики, воспитанной на примерах авангарда и картинах

художников XX века. Музыкальная гармония, безмятежный покой, изящество и благородная красота его произведений не отвечают современным представлениям о канонах выразительности. Тот факт, что в последние годы внимание к Перуджино значительно выросло, объясняется скорее оживлением научного интереса к молодому Рафаэлю. Именно поэтому на сегодняшний день хорошо изучены лишь отдельные аспекты творчества мастера, не дающие полного представления об искусстве и исторической роли этого большого художника.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru