Современники Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известного под именем Перуджино, считали художника едва ли не самым великим среди итальянских мастеров, открывших на рубеже XV и XVI столетий новый этап в развитии искусства Италии, этап Высокого Возрождения. Исключительное качество живописных произведений мастера и историческая важность сделанных им художественных открытий осознавались настолько отчетливо, что в конце XV века Перуджино единодушно признавали первым итальянским живописцем.
«
...это лучший мастер Италии», - пишет Агостино Киджи своему отцу Марьяно
в Сиену 7 ноября 1500 года. Как отмечает Вазари, такая оценка была связана
в первую очередь с тем, что художник явился родоначальником новой живописной
манеры, отвечавшей вкусам эпохи. Его искусство - кристально-чистое, прозрачное,
тихое, музыкальное. Оно основано на цветовой гармонии и эффектной игре
света. Живопись Перуджино завораживает мастерски построенными, уходящими
в бесконечную даль пространственными перспективами. Его композиции населены
крестьянками и прачками, преображенными кистью художника в образы героические
и божественные, полные мягкой грации и светлой задумчивости.
До нашего времени сохранилось свыше сотни картин, связанных с именем Перуджино. Они относятся к концу XV - началу XVI иска. Манера его живописи «в ту пору так всем нравилась, что многие приезжали из Франции, Испании, Германии и других стран, чтобы ей научиться. И работами его ...многие торговали, рассылая их в разные местности, пока не появилась манера Микеланджело», - рассказывает Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, изданных в 1568 году.
Сегодня трудно даже представить ту огромную славу, которая сопровождала художника в лучшие годы его творчества. Со временем эту оценку признали неправомочной и подвергли критике, а сам мастер был обвинен в формализме и лицемерии. Подобное отношение спровоцировал неуспех, постигший маленькую композицию Битва Любви и Целомудрия, написанную Перуджино для маркизы Мантуи, а также неудача с алтарным образом для церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции.
Только в XIX и в начале XX века исследователи вновь заговорили о новаторском стиле Перуджино. Тогда, спустя более чем два века после смерти художника, в европейской живописи происходило своеобразное «возрождение» многих иконографических и композиционных формул, которые разрабатывал великий умбрийский живописец. Чтобы ограничиться лишь немногими примерами, следует вспомнить большие алтарные образы, исполненные Джузсппе Серени, Энрико Поллас-трини, Франсуа Готье и в особенности Фридрихом Овербеком для святилища Мадонна делла Стелла возле Слолето. Обращение к Перуджино означало нечто гораздо большее, нежели простое цитирование известного источника. В том же ряду можно упомянуть и витражи для собора в Тоди. В сцене Крещении, расположенной и правом нефе, и в фигурках путти центрального круглого окна-розы Элизео Фатторини использует непревзойдённую модель Перуджино.
В последующий период научные исследования о художнике почти не проводятся. Даже в наши дни творчество Перуджино нередко остается недооцененным. Ведь он один из тех мастеров, кто воплощает в искусстве классическую линию, далекую от вкусов широкой публики, воспитанной на примерах авангарда и картинах
художников XX века. Музыкальная гармония, безмятежный покой, изящество и благородная красота его произведений не отвечают современным представлениям о канонах выразительности. Тот факт, что в последние годы внимание к Перуджино значительно выросло, объясняется скорее оживлением научного интереса к молодому Рафаэлю. Именно поэтому на сегодняшний день хорошо изучены лишь отдельные аспекты творчества мастера, не дающие полного представления об искусстве и исторической роли этого большого художника.
2i.SU ©® 2015