Уже в начале 1440-х годов Пьеро должен был вернуться в Борго Сан Сеполькро, где в 1442 году он был зарегистрирован в качестве городского советника. К этому периоду относится первое важное произведение, исполненное им на заказ, - Крещение Христа, хранящееся сегодня в Национальной галерее в Лондоне, а первоначально размещавшееся, вероятно, в капелле Сан Джованни в приходской церкви Борго Сан Сеполькро. В этой картине поражают в первую очередь необыкновенный льющийся с неба свет, тонкие оттенки, чистые цвета, прозрачные тени, выявляющие объемность форм. В центре - фигура Христа: в изображении Спасителя подчеркнута его человеческая природа, и все же он выглядит торжественным и бесстрастным, как греческий бог. Уподобленные колоннам торс и ноги перекликаются с цилиндрическим стволом дерева слева, под кроной которого, переданной почти импрессионистическими мазками, божественный голубь вырисовывается, подобно облачку, на фоне светлого неба. Это оригинальное видение природы, запечатлеваемой в таких простых и совершенных формах, проявляется и в изображении реки Иордан, похожей на осколок зеркала, в котором отражаются небо и дальние холмы. Здесь еще сильно сказывается флорентийская выучка Пьеро, но уже в этом своем первом шедевре художник идет дальше. Три ангела слева, с их бледными припухлыми лицами, заставляют вспомнить некоторые группы детских фигур в рельефах Луки делла Роббиа с кафедры для певчих флорентийского собора (1432-1438); и даже укладка их белокурых волос, украшенных гирляндами, подсмотрена у Луки делла Роббиа. Лицо среднего ангела, с его пристальным, устремленным ввысь взглядом, сильно напоминает Мадонну, написанную Доменико Венециано около середины 1430-х годов для Канто де Карнесекки и хранящуюся теперь в лондонской Национальной галерее. Пьеро обращался не только к произведениям Венециано тридцатых годов, но, кажется, и к деликатной живописи Мазолино - судя по нежному колориту его Крещения. Однако мягкая живописная фактура, характерная для готической живописи, обретает большую весомость в этой группе ангелов, которая уподобляется некой скульптурной группе. И, кроме того, усвоенные в мастерской Венециано уроки рисунка определенно сказываются здесь и в передаче напряженного движения Иоанна Крестителя, и в изображении элегантной фигуры раздевающегося человека на заднем плане; но очертания форм, как и в натуре, невидимы и служат только для разграничения участков цвета, которые, в сочетании со световой моделировкой, придают телам материальность. В 1445 году братство Мизерикордиа в Борго Сан Сеполькро поручило Пьеро делла Франческа исполнить за три года полиптих, предписав художнику использовать, согласно традиции, дорогие краски, а для фона - чистое золото. Пьеро нарушил сроки, установленные договором, поскольку одновременно занимался другими, более неотложными и ответственными заказами. Так что алтарный образ Мизерикордиа был закончен лишь после 1460 года, почти двадцать лет спустя. Самыми старыми частями полиптиха являются, несомненно, две створки с фигурами Святого Себастьяна и Иоанна Крестителя, слева от центрального образа. Пожалуй, никакая другая фигура у Пьеро не напоминает так живо, как Святой Себастьян, - даже самой своей нескладностью - некоторые обнаженные фигуры Мазаччо. Несомненно, до Пьеро делла Франческа только Мазаччо сумел создать на плоском и абстрактном золотом фоне реальное пространство и разместить в нем фигуры из плоти и крови.
Пьеро идет еще дальше: он изображает ступни святых в ракурсе, как будто слегка расплющенными под тяжестью тела, опирающимися на пьедестал, причем на его поверхности обозначаются легкие тени. Немного позднее Пьеро исполнил части полиптиха, составляющие его верхний регистр - Распятие в центре, а по сторонам изображения Святого Бенедикта, Ангела и Марии из сцены Благовещения, а также Святого Франциска. В Распятии еще сказывается влияние Мазаччо и его полиптиха Сан Франческо в Пизе. Но если у Мазаччо сцены исполнены драматизма и какого-то напряжения, что выражается в патетических жестах персонажей и ярких, почти кричащих красках, то у Пьеро царит покой в его упорядоченных и симметричных композициях, с фигурами, жесты которых имеют торжественный, как бы ритуальный характер. Кажется, даже самые сильные и скорбные эмоции у Пьеро подчиняются предустановленному порядку, приводятся в равновесие, охватывающее все элементы целого. Это ощущение особой торжественности и порядка связано с отсутствием всякого движения в композиции, что характерно для всех работ Пьеро делла Франческа, в том числе и самых ранних. Действительно, у Пьеро любое движение, даже самое драматичное, задерживается в кульминационный момент его развития, когда оно достигает абсолютной выразительности; оно застывает в том едином и как будто научно выверенном пространстве, где нет места для случайностей и перемен. Архангел Гавриил может напомнить своими очертаниями некоторых ангелов Анджелико, только прообраз стал как будто более живым и конкретным, обретя под кистью Пьеро делла Франческа более материальное и весомое тело. Мадонна Аннунциата, в покрывающей ее фигуру широкой накидке, подобной куполу, выражает своим жестом чисто человеческое изумление; ее ступни, едва выглядывающие из-под хитона, подчеркивают пространственную глубину. В эти годы вместе с Пьеро делла Франческа над полиптихом трудился другой живописец - какой-то художник средней руки, в котором угадывается флорентийская выучка и который изо всех сил старался имитировать стиль Пьеро; ему было поручено исполнение пределлы и шести фигур, замыкающих ансамбль слева и справа. Как мы уже отмечали, Пьеро значительно задержал исполнение заказа, так что в январе 1455 года братство Мизерикордиа грозило отцу художника взыскать с него ранее заплаченные деньги, если работа не будет завершена через сорок дней. Около 1450 года мастер закончил фигуры Святого Андрея и Святого Бернардино. Этот последний уже наделен у Пьеро круглым гладким нимбом, который вообще характерен для иконографии святых, - вместо образованного лучами круга, отличающего блаженных. Эта деталь указывает на дату исполнения работы - не ранее 1450 года: именно тогда монах-францисканец был канонизирован. Даже в изображении этого свято-то, обычно представлявшегося - в традициях сиенской школы, восходящих к Пьетро ди Джованни Амбрози, - в виде изможденного и иссушенного постом старичка, Пьеро не отказался от своего типа крепкой, прямо стоящей фигуры. Святой Бернардино стоит выпрямившись, и спокойный жест его руки подчеркивает глубину пространства. Подобная статуе фигура Святого Андрея, в которой все выдает сильный характер, закутана в прекрасную широкую драпировку с глубоко врезанными складками, создающими яркие пластические и живописные эффекты.
2i.SU ©® 2015