При анализе творчества Беноццо в период его длительного пребывания в Пизе следует иметь в виду, что в нем псе более значительное участие принимали его помощники. к которым в девяностые годы присоединились его сыновья Франческе и Алессо; последнего можно идентифицировать с автором группы картин, объединяемых условным именем "Маэстро Эзигуо» или «Ученик Беноццо». Среди картин, начатых Беноццо в соответствии с уже испытанными схемами и завершенных его помощниками. - Мадонна с Младенцем и Святыми Рохом, Лаврентием. Антонием Аббатом и Бернардином Сиенским из музея при Пизанском соборе. Ранее находившаяся в церкви Сан Ладзаро, она была заказана в 1470 году Джан Пьеро да Порто Венеро и Микела «делла Специе» (Ла Специа), чьи маленькие фигурки стоят на коленях у подножия трона. Едва ли выше но качеству картина Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем Святым Григорием, Святым Домиником, Иоанном Евангелистом, Святым Юлианом и Святым Франциском (ныне в Национальной галерее Канады. Оттава). Вазарн говорит, что она предназначалась для сообщества флорентийцев, живших в Пизе. Заказанная известным Лотто ди Джованни ди Форезе Сальвиати, картина была исполнена, видимо, не в 1473 году, как явствует из надписи, возможно, ошибочно измененной при ее поновлении,. а скорее, как нам кажется, в 1477 или 1478 годах, то есть близко к тому времени, когда Сальвнати был капитаном Пизы (1476-1477). В атом алтарном образе художник обратился к неоднократно использованному, но всегда эффектному композиционному приему, разместив фигуры по кругу, в центре которого находится Мадонна на троне. Очень выразительны некоторые детали - например, взгляды иератичного Святого Григория и элегантного Святого Юлиана, обращенные к зрителю. Также для частного заказчика, Пьстро ди Бат-тиста д'Арриго ди Миноре, гражданина Пизы, Беноццо написал в 1481 году вотивную картину в память об избавлении от опасности чумы; она находилась в парижской частной коллекции, а в 1971 году была приобретена Музеем Метрополитен в Нью-Йорке. Здесь изображены снятые «защитники» от чумы - Николай Толентинский, Рох. Себастьян и Бернардин Сиенский, своим властным присутствием отвращающие от Пизы и коленопреклоненных фигурок заказчиков угрожающие им чумные стрелы, которые держат ангелы - исполнители воли разгневанного Бога.
В церковных зданиях Пизы сохранились, хотя и сильно повреждены временем, другие свидетельства искусства Гоццоли, ни одно из которых не может быть сравнимо по ('всему качеству с тем, чего он достиг в те годы в росписях
в Кампосапто. Продолжая свои контакты с доминиканским ордером, Беноццо женского монастыря в Сан Доменико, упоминаемые Вазари, от которых осталось Распятие с Мадонной, Иоанном, Магдалиной и Марфой и где изображены также коленопреклоненные святые этого ордена - Екатерина Сиенская, Доминик, Петр Мученик, Фома Аквинский, Винченцо Феррер и четыре монахини. Сильно пострадавшая (в ней утрачены некоторые куски) в результате наводнений Арно и искаженная реставрацией, проведенной в XIX веке, эта большая композиция сохранила свою двухчастную структуру: верхняя зона оживлена нервным движением летящих ангелов, собирающих в чаши кровь Христа, нижнюю заполняют два ряда коленопреклоненных фигур, чья объемность подчеркнута чередованием цветов ордена - белых и черных ряс и мантий.
Очень мало осталось от другой значительной работы Беноццо в низанском женском монастыре Сан Бенедетто а Рина д'Арно. где он, по словам Вазари, написал Истории из жизни Святого Бенедикта. В нише монастырской церкви была обнаружена и в 1972 году реставрирована фреска, изображающая крест, окруженный ангелами, по сторонам которого находятся Мадонна и Иоанн. Эта живопись, достаточно выразительная и довольно высокого художественного качества, несомненно, дополнялась фигурой распятого Христа, возможно, скульптурой. Из того же монастыря происходит находящаяся в музее Сан Маттео пвПизе Мадонна на троне со Святыми Бенедиктом, Сколастикой, Урсулой и Джованни Гуалъберто (эти святые связаны с монашеской общиной в Валломброзс). Колористическая гамма, что не часто у Беноццо, сведена к немногим, сильно контрастным цветам - ярко-красному, бледно-голубому цвету неба. золоту и темным тонам монашеских ряс, придающими картине трудно определимое словами настроение, как бы дуновение меланхолии. Возможно, однако, что упрощение красочной гаммы вызвано изменениями, причиненными временем живописному слою. В фигурах Святой Урсулы и ангела отчетливо видна рука другого живописца, которого идентифицируют с Франческо, сыном Беноццо. С этим произведением я бы сблизила Святую Урсулу из Вашингтонской национальной галереи, скорее благодаря стилистическому сходству, чем совпадениям в иконографии. Наконсц, из монастыря Санта Марта пришла в музей Сан Маттео картина на дереве в красивой раме в виде расписной эди-кулы Святая Анна с донаторами; реставрация подтвердила, что она исполнена но большей части Беноццо и датируется 1468-1470 годами. К пизанскому периоду относится также картина с полукруглым завершением Мадонна с младенцем, находящаяся в приходской церкви в Кальчи и происходящая и:) близлежащего монастыря доминиканцев в Поджо. Исратичная и архаичная но живописи, как византийская икона (можно осмелиться предположить, что она должна была заменить старую и почитавшуюся икону, пострадавшую от времени), она сияет красотой переданных во всей материальности узорчатой ткани
фона и драгоценностей на короне и платье Мадонны, подчеркивающих объемность моделированных снегом фигур священных персонажен, поглощенных своими чувствами и далеких от зрителя, несмотря на нежность благословляющих жестов.
Чтобы обнаружит!, монументальные работы Гоццоли пизанского периода (тот вид живописи, где сильнее всего проявилось свойственное ему композиционное мастерство и богатство повествования), то - если исключить Камносанто - придется покинуть пределы города, следуя за Бс-ноццо но маршрутам, знакомым и близким ему по духу, и обратить внимание на росписи больших, подобных часовням, табернаклей, в которых не без удивления обнаруживаешь величественность композиционного построения крупных фресковых циклов на сюжеты Священного Писания.
В Леголи близ Печчоли (провинция Пиза), где семья Гоццоли нашла убежище во время чумы 1478-1479 годов, Беноццо написал несколько композиций, к сожалению, дошедших во фрагментах или с большими утратами:
Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми. Евангелисты, Отцы церкви и благословляющий Христос, Благовещение, Шествие на Голгофу, Распятие с предстоящими. Неверие Святого Фомы, Мученичество Святого Себастьяна. Мощная и почти грубоватая живопись Беноццо достигла здесь высокого пафоса, переводя даже благородные прототипы па непосредственный в своей выразительности язык обобщенного и несколько простоватого стиля, - например, скульптурную группу Неверие Святого Фомы Всрроккьо из церкви Орсанмикелс, видимо, повлиявшую на трактовку аналогичного сюжета в таберпакле Гоццоли. Примерно к этому же времени следует отнести произведения из Вольтерры, мимоходом упоминаемые Вазари, из которых нам известна фресковая декорация ниши в Орато-рчо делла Верджине в соборе с изображением Шествие волхвов, служившего фоном для Поклонения Младенцу, выполненному из полихромпой терракоты мастерами школы делла Гоббиа. В этой фреске можно найти далекий отзвук пышного великолепия композиции Капеллы Медичи па тот же сюжет, но здесь повествовательный тон более строг и будничен: согласно утвердившейся иконографической традиции, три царя-волхва едут верхом рядом, а не на торжественном отдалении друг от друга, и их не сопровождает свита. В Кастельфьорентино Гоццоли расписал фресками два монументальных табернакля, скорее, настоящие капеллы по своим масштабам. Роспись была выполнена по инициативе незаурядного заказчика - Сер Грациа ди Фрапческо, настоятеля церкви Саша Мария в Кастсльнуово Валь д'Эльса, принимавшего активное участие в реставрации и заказах произведений искусства, на чью порядочность, правда, документы бросают некоторую тень. В 1484 году, окончив работы в Кампосанто, Беноццо но заказу Сера Грациа расписал табернакль Мадонны делла Тоссе в Кастсльнуово, где сохранился камень с надписью:
«HOC TABERNACVLVM FECIT D[OMI]N[V]S GRATIA PRIOR CASRTI NOVI AD HONOREM S[AN]C[T]E MARIE VIRGINIS DIE XXIII DECEMBRIS MCCCCLXXXIIII» (Эту дарохранительницу сделал с Божьей помощью приор Кастельнуово во славу Пресвятой Девы Марии в день 23 декабря 1484),
а также несколько фрагментов надписей на самой живописи. В 1853 году табсрнакль был превращен в маленькую капеллу, к которой был пристроен неоготический фасад, но это не остановило разрушение фресок; снятые со стен и реставрированные в 1970 году, они были вновь смонтированы в Городской библиотеке. Декоративная система росписей ориентирована на «ложный», то есть имитирующий станковую композицию алтарный образ с предел-лой (в действительности это фреска) Мадонна, кормящш Младенца грудью, со Святыми Петром, Екатериной, Маргаритой и Павлом; над ним изображен красный занавес, как всегда у Беноццо, поддерживаемый ангелами. Этот иллюзионистический мотив, с одной стороны, представляется более простым, чем остроумный и изощренный trompelooil (обман зрения), исполненный молодым Беноццо в Монтефалько, но, с другой стороны, выигрывает в силе воздействия благодаря еще одному искусному приему: маленькая картина в остроконечной раме с изображением лика Христа кажется случайно кем-то поставленной во время молитвы на нижний край самого алтарного образа. Подобные детали показывают, что Беноццо не ограничивался повторением старых схем, а умел быть созвучным
современным ему художественным исканиям: как раз в восьмидесятые годы иллюзионистические живописные эффекты вызывали огромный интерес.
В крестовом своде находится изображение четырех Евангелистов, в замке свода - Благовещение, на левой стене - Смерть Марии, а на правой - Вознесение Марии со сценой передачи священного пояса Святому Фоме. Считается, что Сер Грациа запечатлен в облике прелата средних лет, стоящего на коленях перед Мадонной в сцене Смерти Марии, однако имена двух коленопреклоненных юношей справа, а также маленькой фигурки верующего слева в Вознесении Марии остаются неизвестными. Повреждения или даже исчезновение наиболее хрупких цветовых зон, как, например, листвы деревьев или одеяний, сильно обеднили фрески:
Беноццо искал разнообразия в этих симметрично размещенных сценах, подчеркивая их композиционные соответствия: Бог-Отец в Смерти Марии и Мадонна, поддерживаемая ангелами, в Вознесении', катафалк и гробница:
группы апостолов в каждой из них. Украшение из драгоценных мраморных дисков на гробнице появилось не под влиянием распространенной тогда моды - оно напоминает цоколь Капеллы Волхвов, где Беноццо одним из первых обратился к античной мраморной инкрустации и возродил ее. Среди помощников, переводивших в живопись идеи мастера, был, возможно, и его сын Фрапческо.
Другой табернакль, расписанный по заказу Сера Грациа, называемый Табернакль делла Визитационе, находился на Виа Вольтеррана в Кастельфьорентино, на территории, принадлежавшей монастырю Клариссе ди Санта Мария. Украшенный фресками как снаружи, так и внутри, он подвергался атмосферным воздействиям до тех пор, пока в 1872 году по распоряжению министра общественного образования не был заключен в маленькую капеллу, однако при этом не были залечены повреждения, причиненные живописи разливами Эльсы. И в этом случае оказалось необходимым снять фрески со стен (ныне они размещены в Городской библиотеке Кастельфьорентино). Первоначальная надпись не сохранилась и известна нам по неточной переписи XVII века: она говорит, что авторами росписи были Беноццо с сыновьями Франческо и Алессо и указывает дату 12 февраля 1491 года (1490 год по флорентийскому стилю). Живописная декорация этого табернакля, разделенная на регистры, расположенные друг над другом, по своему характеру может быть сравнима с крупным по масштабу циклом росписей. На алтарной стене (быть может, исполненная с таким же иллюзионистическим эффектом, как в табернакле Мадонна делла Тоссе) находилась композиция Мадонна со святыми, единственным следом которой является только верхняя часть синопии, обнаруженная при снятии фрески со стены. Из старого описания следует, что там были изображены Святые Павел, Лаврентий, Стефан, Петр, Франциск и Клара. По сторонам сводчатой арки с наружной стороны написано Благовещение, внутри нее и центре - Благословляющий Христос, а под ним справа и слева - Евангелисты
и четыре Отца церкви - Григорий, Исроним, Амвросий и Августин. На наружных и внутренних стенах размещались фрески со сценами из истории жизни Марии: Изгнание Иоакима из храма, Явление ангела Иоакиму, Bстреча у Золотых ворот, Рождество Марии. Сохранились только верхние части композиций Введение Марии во храм. Обручение Марии, Встреча Марии и Елизаветы (фреска, давшая название табернаклю: по-итальянски Visitazione), Рождество и Поклонение волхвов. С ними связаны два рисунка (из Британского музея в Лондоне, № 1895-9-15-445 и Государственного графического собрания в Мюнхене, №345-20), возможно, принадлежащие Алессо, - это не подготовительные эскизы, а скорее композиции, сделанные но написанным фрескам. Что же касается синопий, исполненных самим Беноццо и обнаруженных во время снятия фресок со стен в 1965 году, то они являются подлинными шедеврами графики. Несмотря на то что росписи были по большей части выполнены его сыновьями и помощниками, Табернакль делла Визитационе в своем замысле и композиционных решениях несет отчетливую печать индивидуальности Беноццо. Ему, правда, не удалось предотвратить некоторую неумелость живописи (так, в Явлении ангела Иоакиму фигурки пастухов слишком малы, причем по крайней мере один из них буквально повторяет пастуха из росписей Капеллы Волхвов), тем не менее здесь сохраняется характерное для Беноццо чередование идиллических пейзажей и городских видов, благородных эпизодов и обыденного повествования- Кажется даже, что, находясь вдали от Флоренции, старый Беноццо хотел проверить свои возможности, сопоставив росписи табернакля
с фресками, исполненными Гирландайо в церкви Санта Мария Новелла, совершенно иными по духу.
Хотя мастерская Беноццо была занята главным образом живописью и специализировалась на фресковых росписях, она не пренебрегала и менее значительными, но весьма распространенными работами, - например, поставляла рисунки для вышивок. Гоццоли приписывается рисунок для вышивки с изображением Рождения Марии из Музея Метрополитен в Нью-Йорке, в котором встречаются уже известные по его живописным произведениям фигуры и фоны.
Вынужденный покинуть Пизу со всеми другими жившими там флорентийцами в результате нашествия войск Карла VIII и изгнания Медичи, Беноццо возвратился во Флоренцию, но там - уже старый и лишенный поддержки своих бывших заказчиков Медичи - с трудом мог конкурировать с ведущими живописцами. В январе 1497 года (1496 год по флорентийскому стилю) совместно со знаменитыми художниками - Филиппино Липпи, Козимо Росселли и Перуджино - Беноццо был призван оценить фрески Бальдовинетти в хоре церкви Санта Тринита. Однако в последующие месяцы он вынужден был переехать в Пистойю, где уже работали его сыновья Франче-ско, «живописец шкатулок», и Джован Баттиста, судья, По-видимому, городские власти пригласили его исполнить фреску Маэста в Палаццо Комунале. В Пистойе же Беноццо умер четвертого октября 1497 года, как полагают, от чумы и с подобающей торжественностью был погребен во дворе монастыря Сан Доменико.
Немногочисленные, но достойные внимания произведения последнего периода творчества, завершившегося в Пистойе, обнаруживают у Беноццо - что трудно было предвидеть - способность к изменению собственного стиля. Мощным импульсом для этого явился пережитый им глубокий и искренний переворот. Неизвестно, слышал ли он Савонаролу в Пизе, где тот проповедовал в церкви Санта Катерина весной 1492 года, но Беноццо, проведший ученические годы рядом с доминиканцами в монастыре Сан Марко, под влиянием пламенной и трагической религиозности, излучаемой Савонаролой, пришел к более строгой интерпретации религиозных сюжетов, в которых внешняя пышность уступила место взволнованной драматической экспрессии. Можно лишь изумиться тому, что художник, которому было тогда более семидесяти лет, склонный к тому же повторять имевшие успех изобразительные «формулы», сумел обновить свое искусство, принеся в жертву - как бы на собственный «костер суеты» - свои наиболее глубоко укоренившиеся профессиональные приемы, и избрать путь покаянной строгости.
За день до смерти мастера епископ Пистойи Лоренцо Пандольфипи получил от сыновей Беноццо две картины, написанные маслом на холсте, в полной мере выражающие эту обновленную духовность: Снятие с креста и Воскрешение Лазаря. Первая из них, большого размера (180 х 300 см), до начала нашего столетия принадлежала духовенству Пистойи, а затем - через посредство антикваров - перешла в собственность коллекционера и историка искусства Герберта Хорна и ныне находится в музее его имени во Флоренции. Никогда прежде Беноццо не трактовал этот сюжет с такой торжественной монументальностью. Композиция, сохраняя отдаленные реминисценции искусства Фра Анджелико, в целом отличается таким же мастерством в размещении групп в глубинном пространстве, какое мы видим в росписях пизанского Кампосанто. Сильная асимметрия фона - «пустоте» пейзажа слева противопоставлена справа «заполненность» каменной скалы, в которой вырублена могила, - подчеркивает болезненно-мучительное ощущение неравновесия в центральной части картины, где четыре человека снимают с распятия недвижное тело Христа. Оно кажется более одиноким и вызывает еще большее чувство сострадания, чем застывшее тело мертвого Христа в аналогичной сцене из Табернакля деи Джустициати в Чертальдо. Трудно судить о живописном исполнении, поскольку техника необычна для Беноццо, а картина сильно повреждена (недавняя реставрация 1991 года могла восстановить утраты лишь частично), однако в ней тонко моделированы тела и одеяния, по которым пробегают быстрые и четкие блики света. По моему мнению, пределла из пока еще не идентифицированной картины с изображением Оплакивания Христа (частное собрание в Дауер Хаус, Мельбурн, Великобритания) ближе к большой композиции из коллекции Хорна, чем к произведениям пизанского периода. Меньшая по размерам, горизонтальная по формату, она значительно более сложна и динамична по композиции, чем любая другая пределла, написанная Гоццоли; одна из групп напоминает фигуры из Снятия с креста из коллекции Хорна.
Другая картина, приобретенная пистойским епископом, -Воскрешение Лазаря, хранящаяся теперь в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, — невелика (65,5 х 80,5 см), но не менее торжественна. Просторный пейзаж с видами больших городов и селений не столь условен, как обычно у Гоццоли, но приобрел неизвестную прежде жизненность, особенно в изображении высокой горы на фоне (Беноццо не мог остаться нечувствительным к влиянию, оказанному Леонардо на флорентийское искусство в последнее пятилетие XV века). Персонажи, переданные в самых существенных чертах, соединены в группы, в ошеломленном молчании созерцающие одно из наиболее поразительных чудес Христа. Хотя приглушенные и словно выжженные цветовые тона связаны с изменением красочных пигментов и связующих, а также самой живописной поверхности и, следовательно, не определялись намерениями художника, все же нельзя отрицать, что эта «бедная» по живописи картина наделяет драматическую евангельскую тему чувством подавленности и мрачной суровости в духе Савонаролы.
Из последних произведений Гоццоли нам известна также маленькая, написанная на доске, картина Святой Иероним в пустым из коллекции Кореи (Флоренция, музей Бар-дини), покаянная по настроению, оживленная лишь тонкими, как нити, нервными бликами света.
После смерти Беноццо в Пистойе остались два его незавершенных произведения, весьма различных по размерам и усилиям, необходимым для их исполнения, - еще одно доказательство того, что будучи профессионалом в полном смысле этого слова, он был готов принять любой заказ и исполнить его к совершенному удовлетворению заказчика. Речь идет о большой фреске и миниатюре, приписываемых Гоццоли Падоа Риццо. Фреска, о которой мы уже упоминали, осталась на стадии синопии, или
настенного рисунка. Она должна была изображать на стене Зала гибеллинов в Пистойс Мадонну Маэста на троне с ангелами и святыми, избранными среди покровителей города и защитников от чумы: Агатой, Евлалией, Иаковом, может быть, Рохом, Зиновием, Атто (или Мартином). Приглашение Гоццоли написать Маэста исходило, по-видимому, от флорентийца Джулиано ди Франческо Сальвиати, в то время капитана в Пистойе, родственника Лотто, для которого Беноццо уже работал в Пизе. В этой композиции (с ней справедливо связывают рисунок № 173 из Музея Виктории и Альберта в Лондоне) Ьсноццо соединил обычную схему «Святого собеседования» на фоне занавеса, поддерживаемого ангелами, с широким ритмом и торжественностью готических Маэста. Он мог составить о них представление по замечательному образцу - алтарному образу Липпо Мемми из Сан Джи-миньяно, который Беноццо реставрировал. Синопия, где обозначены все детали, атрибуты и светотень, заставляет предположить, что художник не намеревался сам .заниматься исполнением фрески, а хотел поручить его сыновьям и молодым сотрудникам мастерской, предоставив в их распоряжение подробный композиционный рисунок-руководство. Напротив, очевидно его собственной рукой исполнен сюжетный инициал в книге хоралов
францисканского монастыря в Джаккерино с изображением Сна Иннокентия III, от которого остался рисунок, пройденный светотенью. В очень маленькой по размеру сцене повторена композиция фрески на аналогичный сюжет из цикла в Монтефалько, по она получила здесь драматический, почти галлюцинирующий характер: Церковь, которой грозит опасность, не наклоняется над Святым Франциском, а обрушивается на него вместе с колокольней. Даже в этих поздних свидетельствах его творчества, незавершенных и волнующих, художественная индивидуальность Беноццо сохранила в логической целостности свои характерные черты: знание великой готической живописи Тосканы, вызывавшей его восхищение, чье наследие он усвоил и плодотворно использовал; свойственная гуманистической культуре приверженность к античной классике, интерпретированной с тем чувством меры и изяществом, которые он перенял у Гиберти; серьезное многолетнее служение религиозному искусству в духе христианского благочестия, воспринятого им у Фра Анджелико и которому он следовал всю жизнь с глубокой личной убежденностью. С этой точки зрения сама живопись Беноццо в своих самых высоких и счастливых проявлениях - когда композиционное богатство соединялось с тщательностью и тонкостью кисти, запечатлевавшей самые изысканные детали, - может рассматриваться как непрерывное прославление божественного творения, каким оно отражается в красоте природы и в деяниях человека.
2i.SU ©® 2015